Общество друзей Гайто Газданова к 120-летию со дня рождения выдающегося русского писателя подготовило Форум "Гайто Газданов: грани личности и таланта".
Место проведения:
Владикавказ, Северо- Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
16 сентября
Программа
ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Доклады
10.15–13.30
Ведущие: Валерий Дзантемирович Таказов, Юрий Дмитриевич Нечипоренко
Тамерлан Казбекович Салбиев (заведующий научно-исследовательским отделом«Центр скифо-аланских исследований» ВНЦ РАН).Космогония Гайто Газданова (на материале романа «Вечер у Клэр»).
Мария Анатольевна Васильева (ученый секретарь Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, Москва). «Средний человек» в прозе Гайто Газданова (от рассказа «Бистро» к роману «Пробуждение»).
Сергей Акимович Кибальник (ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, доктор филог. наук, Санкт-Петербург). Литературная дуэль Газданова с Набоковым.
Лола Уткировна Звонарёва (секретарь Союза писателей Москвы, профессор Института мировых цивилизаций, академик РАЕН, доктор исторических наук, Москва); Павел Григорьевич Кренёв (секретарь Союза писателей России, председатель Комиссии по международному сотрудничеству СПР, Москва). Кафкианская манера Гайто Газданова: зооморфная метафора как любимый приём писателя.
Вячеслав Анатольевич Боярский (поэт, преподаватель, исследователь творчества Гайто Газданова, Новосибирск) Толстой и Газданов.
11.30–12.00. Кофе-брейк
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ
12.00 – 13.30
Доклады
Ведущие: Мария Анатольевна Васильева, Тамерлан Казбекович Салбиев
Юлия Владимировна Матвеева (профессор Уральского федерального университета, доктор филол. наук, Екатеринбург), Александра Юрьевна Кириенко (старший преподаватель Уральского федерального университета, Екатеринбург). Газданов как журналист и медийная фигура 1950–60-х годов.
Юрий Дмитриевич Нечипоренко (писатель, доктор физ.-мат. наук, Председатель Общества друзей Газданова, Москва), Зорислав Паункович (переводчик, литературный критик, главный редактор «Русского альманаха» (Белград))Преображение любви в творчестве Газданова.
Елена Николаевна Проскурина (главный научный сотрудник сектора литературоведения Института филологии СО РАН, доктор филол. наук, Новосибирск). Париж как зеркало vs зазеркалье Петербурга в творчестве Газданова и авторов «незамеченного поколения.
Алексей Борисович Мокроусов (литературный критик, главный редактор «Московского книжного журнала», Москва). Между Рогиром ван дер Вейденом и Василием Немирович-Данченко: к культурной географии Гайто Газданова.
13.30–15.00. Обед
КРУГЛЫЙ СТОЛ
15.00–17.00
Ведущие: Юрий Дмитриевич Нечипоренко, Егор Юрьевич Серов
Выступают:
Даниэль Всеволодович Орлов (писатель,Президент фонда «Русский текст», Председатель оргкомитета Большого Фестиваля Малой Прозы (БФМП), Санкт-Петербург).
Алена Сергеевна Бондарева (литературный критик, главный редактор портала «Rara Avis. Открытая критика», Москва).
Татьяна Анатольевна Веретенова (литературный критик, Москва–Висбаден).
Фатима Хасановна Хадонова (старший научный сотрудник, заведующий отделом традиционной культуры и фольклора Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания, Владикавказ).
Егор Юрьевич Серов (журналист, теле- и радиоведущий, главный редактор Радио «Книга», почётный академик Российской академии радио, член правления Российского книжного союза, Москва).
Залина Константиновна Тедеева, Манана Магрезовна Парастаева, Алана Аслановна Зассеева (Юго-Осетинский государственный университет имени Александра Тибилова, Цхинвал).
Александр Юрьевич Закуренко (поэт, переводчик, исследователь литературы русского зарубежья,Москва).
Андрей Александрович Пустогаров (поэт, эссеист, переводчик, член союза «Мастера литературного перевода», Москва).
Кирилл Алексеевич Сторчак (директор Информационного агентства «Ореанда», Санкт-Петербург).
Сергей Фёдорович Дмитренко (историк русской литературы, прозаик, заведующий кафедрой новейшей русской литературы Литературного института имени А.М. Горького).
Колесников А.А., Зокоева З.В. (Санкт-Петербург, СПбГУ)
Ожидаются также выступления Руслана Бзарова, Асланбека Мзокова, Риты Цараховой и др. гостей Форума из Владикавказа.
Правительство РСО-Алания
Осетинское землячество в Санкт-Петербурге
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Российский университет дружбы народов
Культурология
Юрий НЕЧИПОРЕНКО: Космогония Гоголя Ярмарка Первое же произведение Гоголя называется «Сорочинская ярмарка». “Ярмарка” (родственно английскому “year market”) означает “годовой рынок”. Товар на рынке переходит из рук в руки, и, согласно обычаю, сделку надо “обмыть”. Этот обычай восходит к представлениям, что во всяком обмене содержится обман, неравноценность — эквивалентного обмена не бывает. Когда быка меняют на пшеницу, недоволен и демон быка, и демон пшеницы. Необходимо завершать сделку ритуальной трапезой, в которой обм
ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ ЦАРСКИЙ ЖАНР Юрий Нечипоренко Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат к истокам театра, реа
Юрий Нечипоренко: Логика Русского языка 1. Язык как мировидение. Классик языкознания Вильгельм фон Гумбольт писал "... слова и формы слов образуют и определяют понятия и различные языки по своей сути, по своему влиянию на познание и на чувства являются в действительности различными мировидениями". Отсюда следует, что гносеологии (теории познания), развиваемые в русле культур разных народов, различаются и логики, которыми руководствуются народы в своей деятельности, не вполне совпадают. Язык в целом - основание орудийной познавательн
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Истоки Ирака: Сказание о Гильгамеше.
Гильгамешу,
Царю города Урука
Рукописи не крошатся
Мировая культура до сих пор "загипнотизирована" античностью настолько, что не способна воспринять новые представления о временах более древних, которые уже заявляют о себе во всю мощь: мы переживаем время "археологической революции". Грядет смена научной парадигмы в древней истории, данные лингвистов начинают соединяться с новыми открытиями археологии, сравнительные исследования мифологии - с представлениями теоло
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Новая формация Эти рассуждения родились из наблюдений над процессами, происходящими в современном искусстве: неожиданно соображения двинулись далеко от первоначальной точки. Художник и власть Существует расхожее мнение, что можно использовать любой материал для творчества – важно, как это делать: художник способен перенести в вечность вскользь брошенную фразу или кусок газетного столбца – если помыслы его чисты, а талант велик. Однако чистота помыслов художника – ещё не гарантия невозможности использования ег
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Пост-имперское мышление и пост-модерн
1. Проект модернизации: реформа как переформатирование традиционного общества
Пост-модерн – модерн постный: из бацилл модерна сделана вытяжка и при её помощи произведена прививка от бешенства – болезни избранности новой европейской элиты. Сам термин "модерн" в искусстве симптоматичен: за кажущимся отсутствием амбиций, нейтральностью (modern – современный) скрывается гигантская претензия: традиционное искусство оказывается не-современным. Раньше сапожник и король были воспитаны