Юрий Нечипоренко: писатель — профессия крайняя
27 сентября гостем Белгородчины стал известный московский писатель Юрий Нечипоренко, который принял участие в большом празднике чтения, организованном Детской библиотекой Альберта Лиханова, а также провёл несколько творческих встреч со своими юными читателями.
Писатель, учёный, арт-критик, художник, культуролог, член Международного сообщества писательских союзов, биофизик, доктор физико-математических наук, лауреат литературных конкурсов имени Сергея Михалкова и Алексея Толстого, литературных премий «Заветная мечта» и «Живая литература», Всероссийской премии имени А. Дельвига, Юрий Дмитриевич Нечипоренко не в первый раз посещает наш город.
В память о первом знакомстве, произошедшем 21 год назад, в октябре 1992 года, в фонде редкой книги Детской библиотеки А. Лиханова хранится книга сказок, комиксов, приключений и небылиц, а также историй и стихов «Кукареку» (издательство «Чёрная курица»), лично подписанная Юрием Нечипоренко, автором всех статей о художниках, опубликованных в этом альманахе.
Сегодня мальчишки и девчонки с удовольствием читают книги Юрия Нечипоренко, особенно те, в которых автор рисует портреты Ломоносова и Гоголя, а также искренние и озорные рассказы из сборника «Смеяться и свистеть».
Поэтому на новую встречу с писателем стремились попасть многие юные любители чтения Белгородчины. В областном центре, в «Зале сказок» библиотеки Лиханова, организовали встречу, на которую пригласили школьников из Белгорода, талантливых учеников Майской школы, а также — посредством видеомоста — читателей Грайворонской, Валуйской и Волоконовской районных детских библиотек.
Больше часа ребята оживлённо задавали свои вопросы московскому гостю, который честно, без скидки на возраст аудитории, обстоятельно отвечал на каждый. Нужно отметить, что ребят интересовало буквально всё: как проходило детство писателя, каким он был учеником, какие отметки получал в школе.
— Вы были послушным ребёнком в детстве?
— Как сказать… Не очень, если говорить откровенно. Конфликта у нас в семье не было, но каким я был ребёнком, вы можете понять, прочитав мой рассказ «Смеяться и свистеть». Взрывы, самопалы, поездки за 30–50 км от города послушанием назвать нельзя, но мой отец безропотно сносил все мои выходки, а я его за это очень любил (улыбается).
— Как вы учились в школе?
— Хорошо. Но не всегда отлично, так как жизнь в большой мере состояла из многих прекрасных увлечений (игра в футбол и т. д.), которые требовали меня полностью, и на уроки времени не всегда хватало. В одном из своих рассказов я описал, как я выучил урок про молекулу ДНК, но вместо ответа у доски по призыву физрука отправился копать траншею на свежем воздухе. А вот в жизни так получилось, что на этот урок я до сих пор отвечаю, потому что как учёный занимаюсь молекулой ДНК. Вот такая мистическая история. Но к поступлению в университет я баллы набрал и окончил школу с «пятёрками».
— Кем вы мечтали стать в детстве?
— Детство меня в какой-то степени не покинуло. Я не понимал, кем я стану, я не понимаю, кто я есть сейчас. Конечно, вы меня приглашаете в гости как детского писателя, но по сравнению с Пушкиным или Гоголем я не такой уж и большой писатель. В своём «зрелом детстве» я мечтал бы стать таким писателем, как все русские классики, в том числе Бунин, Горький и другие.
— Нравится ли Вам писать?
— Писателем мне очень нравится быть, я стараюсь работать по вдохновению. В этом и состоит задача писателя: заразить читателя своим вдохновением. Оно струится между строк, оно в каком-то ритме, интонации, оно передаётся близким и родственным людям, которые читают и переходят в другое, лучшее состояние.
Учитывая, что среди гостей встречи были начинающие литераторы из п. Майский, которые уже имеют собственный «творческий багаж» в виде изданной книги коротких стихов «Проба пера», больше всего вопросов было о писательстве как профессии. Вот что о животрепещущем рассказал в ответ на вопросы юных коллег Юрий Нечипоренко:
— Сколько вам было лет, когда вы написали свою первую книгу?
— Я трижды начинал писать. В детстве мне нравился Незнайка, и когда вышла книжка «Незнайка на Луне», мне захотелось написать продолжение. На тетрадном листе я вывел: «Незнайка сел в звездолёт и полетел на Марс», и тут вдохновение меня оставило. Так первый раз я не стал писателем лет в 10–12. Второй раз я не стал писателем, когда будучи свежим выпускником МГУ, сочинил историю про науку, там было много хвастовства, но тоже что-то не сложилось. И только с третьей попытки я стал писателем, когда написал повесть «Мой отец — начальник связи». В то время жизнь поставила меня в тяжёлые обстоятельства, и я, мысленно вернувшись в своё детство, захотел найти «тропинку к счастью». Повесть была опубликована, меня приняли в Союз писателей, и было это в 1987 году. Это была взрослая литература, но о детстве.
Потом жизнь свела с московскими детскими писателями, и они мне понравились больше чем взрослые. Вместе мы создали клуб «Чёрная курица», где собираемся уже четверть века подряд каждую последнюю среду месяца.
Знакомство с издательством «ЖУК» стало ещё одним крупным везением в моей жизни. Я написал книгу о Гоголе в трудные 90-е годы и почти 15 лет она, как и другие мои книги, не издавалась. И именно в «ЖУКе» она вышла — моя первая книжка. Вместе с директором издательства Виталием Кивачицким мы придумали и ведём серию книг, которая называется «Для тех, кому за 10».
Здесь слово взял присутствовавший на встрече второй гость из Москвы — руководитель издательства «Живая Умная Книга» (если короче, то просто — «ЖУК»), который пояснил, что первая же изданная книжка Юрия Нечипоренко «Ярмарочный мальчик: жизнь и творения Николая Гоголя» была признана «книгой года»; а идеей серии «Для тех, кому за 10» является объединение «под одной обложкой» творчества современных российских писателей, которые хорошим литературным языком пишут непридуманные истории о детстве. Первой книгой из этой серии стала книга Юрия Нечипоренко «Смеяться и свистеть», в других были опубликованы такие авторы как Ксения Драгунская, Сергей Георгиев, Ольга Колпакова, Александр Дорофеев, Михаил Есиновский.
И снова вопросы адресуются серьёзному детскому писателю Юрию Нечипоренко, который, услышав некоторые из них, только удивлённо вскидывает брови: «Вот это вопрос! Не в бровь, а в глаз!»:
— Как вы совмещаете молекулярную биологию и писательство? Какая деятельность главная для вас?
— Трудно ответить на этот вопрос. Одно время я это сравнивал с двумя кострами, в которые нужно подбрасывать дрова, чтобы ни один не угас. Сейчас легко получается совмещать научное и литературное творчество. В науке я гораздо менее известный человек, чем в писательском деле. У меня много — 70 или 80 — научных публикаций, но на встречи с учёными «читателями» меня не приглашают (смеётся), а вот как детского писателя — приглашают. С детьми и подростками мне намного интереснее общаться.
— Кто для вас был примером в жизни?
— В детстве — мой папа, совершенно невероятный человек. Когда я был студентом — преподаватель Симон Эльевич Шноль, прекрасный учёный; сейчас мы с ним планируем вместе написать книгу. Затем — мудрейший человек нашего времени Есипова Наталия Георгиевна, она делает журнал «Биофизика». Очень достойные люди, общение с ними драгоценно. Я благодарю судьбу за встречу с ними.
— С каким книжным героем вы бы себя сравнили?
— Никогда ни с кем себя не сравнивал. Может, я очень большой зазнайка, но мне не приходило в голову никаких сравнений. Каждый человек — это оригинальная личность, и дай Бог ему жить неповторимым образом среди других людей.
— Кто ваш любимый писатель?
— С детства я очень много читал, в 9-м классе трижды перечитал «Войну и мир», о чём сейчас с удивлением вспоминаю. Люблю всю русскую классическую литературу. Пушкина и Гоголя перечитываю, когда заболеваю. «Сказка о царе Салтане» или «Вечера на хуторе близ Диканьки» для меня как лекарство. Но кроме них я люблю Данте, книги западных писателей, чёрный и интеллектуальный юмор, non-fiction… Трудно перечислить. А ещё я очень люблю книги своих друзей, поэтому я их теперь издаю вместе с издательством «ЖУК».
Здесь встала очаровательная девочка, представилась: «меня зовут Ариадна», и спросила:
— Какими вы видите своего читателя?
— Именно такими, как ты, Ариадна! (смеётся) Я хочу, чтобы нас читали все. Но так получается, что сейчас нас читают люди, для которых важно в жизни не что-то «массовое», а оригинальное, своё, интересное. Таких людей меньшинство. И я надеюсь, что такие люди будут всегда в нашей стране. А мы со своей стороны будем делать всё, чтобы наши книги их нашли. Чем чаще мы будем с вами встречаться, тем на более глубоком уровне будем общаться. Идти друг другу навстречу легко: у нас есть страницы в социальных сетях, это позволяет очень широко общаться.
— Какие из ваших наград самые запоминающиеся?
— В советское время меня награждали за спортивные достижения, а из литературных… Вот был конкурс «Живая литература», меня среди 300 претендентов выбрали победителем. А вообще, к наградам нужно относиться спокойно. Сегодня так много всяких премий, кажется, что каждый день кому-то что-то вручают… Когда перечисляют список моих наград, мне даже бывает неловко, ведь иногда талантливые авторы, такие как Ксения Драгунская, например, почти не имеют никаких премий.
— Как стать писателем?
— Это сложнейший вопрос. В жизни, обычно, писатель — это крайнее занятие. Ведь профессий великое множество: можно быть дворником или космонавтом, массажистом или инженером. И только в том случае, если что-то не получается, или в какой-то момент жизнь так прижимает, что кричать хочется, вдруг вспоминается, что есть сочинительство. Так было в моём случае.
Хотя у вас всё может быть совсем по-другому — вы будете писать не от отчаяния, а от радости. Нужно начинать с чего-то простого, каких-то интересных историй, которые с вами происходили. Если вы их сможете рассказать своим одноклассникам, друзьям, родителям, а потом записать это на бумаге, — может из вас и получится писатель. Хотя, может, вы станете журналистом, или сценаристом… В любом случае, нужно иметь очень хороший вкус к слову. И всегда помнить, что писатель — крайняя профессия, сложная.
— Над какой книгой вы работали дольше всего?
— Удивительный вопрос. Мне проще ответить, над какой я работал меньше всего (улыбается). Над одной, например, я работал три месяца, а потом она 15 лет ждала, чтобы её издали. Как тут считать? На другую ушёл год, а вот над «Смеяться и свистеть» я считаю, что работаю, начиная с 1987 года и до сих пор, т.к. для переиздания я тоже хочу что-то переписать. Вообще, писатель в каком-то смысле всегда работает над всеми книгами, потому что они не оставляют его. Каждая моя книга живёт в моём сознании, я продолжаю искать материалы для них. Например, если будет переиздание моей книги о Гоголе, я её допишу, добавлю новые главы.
— Какая из ваших книг самая любимая и почему?
— Книги, как и люди, многообразны. Для писателя книги — те же дети, поэтому сказать какой мой «ребёнок» более любимый — первый (книжка о Гоголе), второй (о моём детстве), или третий (о Ломоносове), или любой другой — трудно… Родители обычно говорят, что младший ребёнок вызывает больше любви, поэтому сейчас для меня самая любимая книжка — «Смеяться и свистеть». Но любовь это очень многомерное ощущение, и с каждой из моих книг связано своё чувство.
— Будут ли ещё выпущены ваши книги о поэтах, учёных, писателях? Над какой книгой вы сейчас работаете?
— Да, я думаю над этим, стараюсь, работаю над парой книг. Расскажу об одной из них — про науку и, немножко, про школу. Она о том, как в сознание ребёнка приходят формулы, научные понятия — физика, химия и так далее. А ещё о том, как этой самой наукой заниматься… Надеюсь, что новая книга увидит свет в будущем году.
— Где вы берёте вдохновение?
— Оно может родиться в любой момент: когда едешь в метро, или гуляешь в парке, или занимаешься чем-то ещё совершенно не связанным с писательством. Например, когда я готовился к проведению вечера поэзии Ломоносова, стал искать информацию о нём в Интернете. И знаете, что обнаружил? Что это такой удивительный человек! Буян, скандалист… Я так им увлёкся, что написал о нём книжку. Вдохновение для книжки о Гоголе я черпал из его рассказов. Для рассказов о детстве — в своём детстве.
— Смог бы Ломоносов достичь таких успехов в наше время?
— Ломоносов — гигантская личность. Я думаю, что он «проломил» бы любые века и времена, многого достиг.
— В одной из ваших книг есть выражение «думайте по-русски». А как это?
— С детства человек говорит и думает на каком-то одном (как правило) языке. Так получается, что язык задаёт «правила мышления», можно даже сказать, что это язык думает человеком, организует твоё интеллектуальное пространство. Каждый язык создаёт свою картину мира. И раз мы живём в России, говорим на русском языке, значит у нас своё сознание, мы думаем по-русски, какие-то ценности у нас предопределены. Не обязательно они совпадают с истинами и ценностями представителей других культур. Нам нужно договариваться, искать пути взаимодействия с людьми во всём мире, хотя это не так просто… Правильный перевод с русского на другой язык очень важен для понимания.
…Время встречи неумолимо подходило к концу, Юрия Нечипоренко и Виталия Кивачицкого уже ждали читатели в библиотеке города Строителя, а вопросы белгородских мальчишек и девчонок не прекращались. Как зовут кошку писателя и какие домашние животные были у него в детстве, где в Сети можно прочитать его повесть «Киска» и в каких литературных жанрах писатель ещё хочет себя попробовать, пишет ли он для взрослых, и какая следующая книга появится в серии «Для тех, кому за 10».
Ответив на все вопросы и подписав на память буклеты, московские гости пообещали, что с удовольствием приедут в Белгород снова. Кстати, перед отъездом они получили твёрдое обещание своих новых белгородских знакомых — начинающих литераторов из Майской школы — прислать в издательство книгу «Проба пера».
Так что кто знает, может фамилии белгородских авторов скоро украсят обложку изданной в «ЖУКе» книжки, или в сетевом детском журнале «Пампасы» с подачи его главного редактора Юрия Нечипоренко засияет имя рождённого на Белгородчине таланта.
Источник - http://www.afishka31.ru/news/culture/3150.html
Дата публикации: 27.09.2013