Изданное 

  

dsadA-KakpM150

 

Smeyatsa i svistet cover150

  

malskaz150

  

lifehouse150

 

push100

 

  

nach

rybak 300

 

lom 100

 

sis

zol pt100

 

 plyvi200

 

 

nukl100

 

 

Юрий Нечипоренко: Шелкопряд танцует и поет, а нить идет!

 

Автор
Николай Караев

Shelkopriad
Юрий Нечипоренко – физик и лирик в одном лице.
ФОТО: Пеэтер Ланговитс


В Русский театр уже второй год в июне приезжают детские писатели из России, чтобы пообщаться с юными зрителями, почитать им рассказы и стихи.

В этом году во «Встречах с детскими писателями» принял участие и Юрий Нечипоренко, человек весьма разносторонний: биофизик, критик, художник, культуролог, исследователь творчества Гоголя, Ломоносова, Гайто Газданова, создатель теории эманативного форматизма – и детский писатель, чья книжка «Смеяться и свистеть» вышла в прошлом году в издательстве «Жук».

И наука, и любовь – никак иначе

– Вы – доктор физматнаук, то есть, по идее, физик, а не лирик, технарь, а не гуманитарий. С другой стороны, вы и лирик тоже. Правда ли, что технари и гуманитарии – это два разных мира?

– Я думаю, это миф. Изначально сознание человека было целостным, и только когда оно начало расщепляться, мы превратились в специалистов узкого профиля, а, как говорил Козьма Прутков, односторонний специалист флюсу подобен... Я поэтому на физфаке МГУ руковожу Литературно-художественной студией – физиков нужно немножко лечить, чтоб они не превращались в сухарей. Десять лет назад наши ребята поставили спектакль «Два пути». Сюжет простой: бес насылает на студента проклятие выбора: любовь или наука? На помощь студенту приходит Архимед – и показывает, что на каждом из этих путей его ждет несчастье: он потеряет все, если станет или только физиком, или только лириком. Прожить счастливую жизнь можно, лишь соединив любовь и науку. Это сложно, но важно решать сложные задачи, а не простые, иначе упростишься.

– Как получилось, что вы из физиков подались в лирики?

– Будучи по образованию физиком, я в какой-то момент почувствовал, что меня переезжает асфальтовый каток, сознание форматируется. Я этого не выдержал, стал читать классиков, западную литературу, а потом начал писать – и в итоге научился переходить из одного состояния в другое. Я равняюсь на Михаила Васильевича Ломоносова, который и первый ученый, и первый поэт России. Самый критический момент был в 1990-х, когда в науке зарабатывать было невозможно, и я стал писать рецензии в журнал «Огонек». Вернувшись в науку, я с удивлением обнаружил, что могу работать на хорошем уровне. Ученый похож на гусеницу тутового шелкопряда. Нить, которая из него идет, от него уже не зависит: если пошла, то пошла. Одновременно эта гусеница может петь, танцевать, веселиться... А нить идет.

– Чем именно вы занимаетесь?

– Статистической термодинамикой нуклеиновых кислот. Описываю поведение ДНК математическими моделями. Я физик-теоретик, и это мне, наверное, помогает: я всегда описываю мир – формулами или словами...

– Но это ведь разные вещи: в науке есть четкие критерии, а писатель, как считается, зависит от вдохновения.

– Пушкин умел управлять вдохновением, и мы вслед за ним пытаемся как-то «ловить» эти состояния. Ну а наукой можно заниматься всегда. Голова решает параллельно три-четыре задачи, я о них думаю независимо от времени суток. Литература куда сложнее. Юрий Олеша призывал: «Ни дня без строчки», – но так получается не всегда, для этого нужно время. Я постепенно научился совмещать два занятия: с утра пишу, потом занимаюсь наукой. Это совмещение стало нормой сознания.


– Как получилось, что вы стали детским писателем? Круг ваших интересов от детской литературы далек: Гоголь, Газданов...

– Я никогда не думал, что буду детским писателем. В состоянии отчаяния, когда жизнь прижала меня к стенке и нужно было искать выход из тупика, я под впечатлением от книги Саши Соколова написал повесть о детстве «Мой отец – начальник связи». И меня прописали по ведомству детской литературы. Как потом выяснилось, многие писатели оказались «детскими» в схожих обстоятельствах. Эта песочница – сообщество детских писателей – гораздо приятнее, чем песочница писателей «взрослых». Я готов не претендовать ни на какие высокие звания, лишь бы сохранить круг друзей и полноценную и интересную жизнь. Общение с детьми очищает. Во взрослой литературе слишком много претензий и апломба. Впрочем, я надеюсь, что настоящая литература годится и для взрослых, и для детей. У нас проект «Для тех, кому за десять», и это двухадресная литература: в идеале то, что ты пишешь, годится и ребенку, и взрослому. Саша Дорофеев и Ксюша Драгунская пишут именно так.

Мужицкое лицо науки

– Кажется, роль детской литературы в последнее время уменьшилась...

– Я, наоборот, думаю, что детская литература переживает ренессанс. Советские детские писатели приняли на себя большую социальную задачу – воспитывать. Эта задача их придавила, и мало кто смог выйти из-под пресса: Юрий Коваль, Владислав Крапивин... Уровень детских книг усреднился, ярких вещей было мало. Если не считать Носова, наши дети до сих пор ориентированы на западные образцы вроде книги о Карлсоне. А сейчас много интересных писателей, в том числе молодых. Мы пытаемся сказать свое слово. Мы – авангард, нас и критики так называют. Мне это нравится, тут появляются связи с тем же Газдановым. Я хочу, чтобы детская литература была литературой по большому счету. Она должна быть написана таким языком, чтобы ее интересно было читать и взрослым.

– Ксения Драгунская как-то сказала, что «важно пытаться сформировать у ребенка какое-то неконфликтное отношение к миру». Вы с этим согласны?

– У нас в России сейчас происходят дикие вещи. Один человек сделал другому замечание по поводу парковки машины, а кончилось все двумя трупами... Россия развивалась экстенсивно, расширялась, на протяжении веков наши границы раздвигались, а сейчас надо сужаться, уживаться друг с другом, и это очень непросто. У нас в обществе много агрессии. Отсюда – и замечания, и реакция «не учите меня жить». Многие люди старшего поколения привыкли к советской системе, когда можно было учить жить безнаказанно. Следующее поколение этого терпеть не может, у него психопатическая реакция на замечания. Так что я согласен с Ксенией: бесконфликтность необходима. Когда Толстой-Американец распространил о Пушкине слух, что того высекли, поэт хотел повеситься, застрелиться, вызвать Толстого-Американца на дуэль, а Чаадаев сказал ему: не принимай близко к сердцу, тебя не касается то, что говорят другие люди. Мы не должны отвечать за чьи-то дурные слова. Мы в ответе за мусор, который оставляем сами.

– Вы написали книгу о Ломоносове. Что нового можно сказать об этом человеке сегодня? Мы в свое время черпали знания о его жизни из советского телесериала...

– Это был прекрасный сериал, но очень мифологизированный. Скажем, встреча Баха и Ломоносова – это выдумка... Ломоносов – фигура невероятно актуальная. Мы живем в эпоху неофеодализма, нами властвуют корпорации, многое зависит от патрона. Ломоносов умел находить покровителей – сначала Воронцова, потом Шувалова. Ломоносов овладел полутора десятками профессий: ставил химические опыты, изготавливал цветное стекло, пытался свои поделки продавать, – и это тоже актуально, люди переходят из профессии в профессию. Характер у Ломоносова был тяжелый, он не терпел несогласных, но его можно понять: в России ведь не было научного образа мысли, он его создавал. Я думаю, очень важно прочесть то сообщение, которое оставил нам Ломоносов. Он предвосхитил советское развитие науки: гений из народа свернул горы! Благодаря ему у русской науки есть такое «мужицкое» лицо. Я, когда учился на физфаке, удивлялся тому, что гимн физиков – «Дубинушка». Мы науку тащим, как баржу, но это и есть мужицкий подход. В Англии наукой занимались лорды в свободное время, а у нас дворяне ею заниматься не хотели – и понадобился Ломоносов.

– СССР, увы, тоже не был научной утопией...

– Да, в советское время в науке было слишком много лишних людей, они получали образование, но их мозги в целом оставались девственными. Вот академик Сахаров: сначала придумал бомбу, а потом призвал строить капитализм. Тут и безответственность, и инфантилизм. Зато человек хорошо «считал» свою бомбу. Так часто бывает: мы сверхкомпетентны в одной области – и нам кажется, что мы точно так же знаем всё о политике. Мои политические взгляды не должны проникать ни в мою детскую литературу, ни в мою научную деятельность. Я не считаю себя зрелым для политических высказываний.

Против профанической информации

– Вы руководите двумя сетевыми изданиями – «Русская жизнь» и «Электронные пампасы». Говорят, литература в Интернете – особое явление: там может опубликоваться кто угодно, а значит, абсолютная эстетическая шкала исчезает. Вы согласны?

– Нет. Я пришел в Интернет из «бумаги» и привел в Сеть больше сотни человек, в которых я уверен. Как сказал мой друг Олег Бартунов, один из основателей Рамблера: «В Интернет хлынули казино и порнография, а вы пытаетесь его окультурить...» Мы стараемся публиковать то, за что нам не стыдно, чтобы имелись образцы... В Интернете большая часть материалов крайне беспомощна. Прекраснодушные люди, живущие частью в провинции, частью в столицах, пытаются сказать что-то банальное. Болезненный процесс трансформации общества вызывает типические реакции. Когда ко мне студенты обращаются с текстами, я им часто говорю: в этой вещи нет твоего лица, это за тебя мог сказать любой. Как говорил биолог Тимофеев-Ресовский: «Не надо делать работу, которую за тебя сделает немец». Если хочешь реализоваться как творческая личность, не надо делать простую работу, которую за тебя сделает кто угодно. А нам хочется отдыхать и делать простую работу – так уж мы устроены. Если ты обратил внимание на какую-то тему – напиши небанально. Необязательно ломать стереотипы, но выскажи мысль, которую думают многие, хорошим языком! В общем, я не думаю, что Интернет порождает какую-то особенную литературу. Были писатели, которых вроде бы находили в Интернете, но потом их судьба была незавидна. Настоящие писатели вызревают долго и проявляются в иных средах. Если человек сидит в глухой провинции, Интернет может ему помочь, но все равно сработает система экспертных оценок.

– Вы придумали концепцию со страшным названием «эманативный форматизм». Что это такое?

– Есть средства массовой информации, рассчитанной на всех и не адресованной лично никому. Это профаническая информация. Я подумал, что должна быть и другая информация – индивидуальная, сокровенная, сакральная. Она передается по родовым каналам, это то, что вы запомнили как родительское или дружеское наставление – в высоком смысле слова. Я предположил, что подобная информация с древности была известна как эманация – истечение некоей божественной сущности. Есть эманативная картина мира, где все происходит по-другому: не через акт творения – нас кто-то сотворил и отпустил на волю, – а через «пере-творение» в каждый миг. Это как запись диска: идет постоянная эманация, своеобразное форматирование сознания. Насколько твои мысли – это действительно твои мысли? Может быть, кто-то или что-то – Бог, язык, какие-то сущности – вкладывает их тебе в голову? Получается, что есть два полюса – профанический и сокровенный. А когда появились социальные сети, я понял, что между полюсами есть опушка: в Фэйсбуке друзья прислушиваются к твоему мнению, и ты для них – источник информации. Это группа экспертов, посредством которой ты просеиваешь профаническую информацию. Каждый человек в итоге работает с сетью субъектов, заинтересованных в трансляции неких месседжей. Это важно осознавать, чтобы не стать жертвой общества потребления, когда ты – объект управления: тебе в голову вкладывают выбор, и ты считаешь, что думаешь, а на самом деле думают тобой.

 

Справка «ДД»:

Юрий Дмитриевич Нечипоренко родился 4 мая 1956 года в Луганской области. Окончил физический факультет МГУ. Защитил диссертацию по специальности «молекулярная биофизика» на тему «Кооперативные эффекты при связывании белков с ДНК». Автор более семидесяти научных работ в области молекулярной биофизики и физики ДНК.

Работал литературным редактором в издательском доме «Веселые картинки». С начала 2000-х годов – главный редактор интернет-обозрения «Русская жизнь» и детского журнала «Электронные пампасы».

Первые литературные публикации состоялись в 1988 году в журналах «Советский школьник» и «Детская литература». К настоящему времени Юрий Нечипоренко опубликовал более сотни рассказов, пять книг, три повести, роман, более 300 статей в области художественной критики. Основатель и председатель общества друзей Газданова

----- НОВОСТИ -----

Выступление на онлайн-конференции

В четверг с 18.00 Юрий Нечипоренко будет рассказывать об иллюстрации: "Соединение образа и смысла, науки и иску

Выступление в сети в летнем лагере Библиотеки им. Гайдара

В программе летнего лагеря "Зум-зум приключения" 5 августа (среда) Юрий Нечипоренко выступает в 13.00  Рассказ

Подходит к завершению сбор средств на издание книги "Ключи от головы"

На платформе "Планета" подходит к завершению сбор средств на издание книги о том, как устроен мозг - нейробиол

Вышла книга о московском детстве Достоевского

В издательстве "Август" (Москва) при подержке издательства "Детское время" (С.-Петербург) вышла книга Алексея

Вышла беседа об эпидемии в НГ-наука

В научном приложении к Независимой газете вышла наша беседа с Михаилом Супотницким, где обсуждается и причин

Беседа в Боголюбовской гостиной

Беседу Владимира Семёнова директора библиотеки им. Боголюбова с Юрием Нечипоренко можно посмотреть здесь 

Беседа о форматах мира после вируса

28 мая в 20.00 прямая трансляция беседы по ссылке.
МИР ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ. Планетарные последствия. Каковы буду

Конференция 1 июня - говорим с художниками об иллюстрациях к детским книгам

Музей-квартира А.Н.Толстого совместно с Юрием Нечипоренко приглашает вас на конференцию, посвященную Дню Защ

Вышла беседа о том, как выглядит вирусная инфекция глазами писателя

"Само антитело, как полицейский, привело вирус в участок – клетку иммунной системы, не подозревая, что он гора

Вышла работа о связи физических свойств ДНК, эпигенетики и заболеваний

В журанале Scientific Reports вышла важная работа, над которой мы трудились более пяти лет - удалось показать, что стру

Встреча с читателями библиотек Юга Москвы

11 мая в 16.00 в прямом эфире Юрий Нечипоренко рассказывает о своих книгах - и про науку - в этот раз библиотека по

Выступление на фестивале "Весна на балконе" в РГДБ

На Фестивале "Весна на балконе" состоялось выступление Юрия Нечипоренко по книге "Живой дом". Писатель и учёны

Вышли две беседы, посвященные опасности вакцинации

В интернет-издании "Свободная пресса" и на сайте информационного агенства "Ореанда" вышли беседы Юрия Нечипор

Обзор по вакцинам на сайте журнала "Молекулярная биология"

На сайте журнала "Молекулярная биология" выложен препринт новой статьи о вакцинах против нового вируса  О

Добровольцы в борьбе с болезнью

Сейчас идёт настоящая война - учёные биофизики, биохимики и молекулярные биологи присоеднились к вирусолога

Записи на канале ютуб - ответы на вопросы детей

Библиотека 156 г. Москвы попросила ответить Юрия Нечипоренко на семь интересных вопросов, которые задали  д

На канале "Культура" появилась запись нашей передачи про Чиполлино

В передаче "Игра в бисер" с Игорем Волгиным прошла встреча, где мы с Настей Строкиной и другими литераторами р

Встреча с детьми из разных стран на платформе zoom 20 апреля в 18.00

Общество «Гагарин» из города Эрфурта (Тюрингия, ФРГ), проводит заседание виртуальной литературной гостиной д

К Международному дню детской книги в сети мы выставили два десятка детских книг для чтения на карантине

Книги Александра Дорофеева, Ксении Драгунской, Михаила Есеновского, Анастастии Орловой, Ирины Краевой, Анаст

Сбор средств на издание книги "Ключи от головы (что учёные знают про мозг)"

На платформе "Планета" проходит сбор средств для издания книги, всем, кто оплатит книгу заранее, мы постраемся