Библиотека иностранной литературы
(Особняк на ул. Николоямской, д. 6)
В рамках конференции проходит Круглый стол
«Пути сближения славянских культур»
(для писателей и творческой интеллигенции)
Банкетный зал
17:00
Ведут: Олена Павловна Марченко (Украина; Центр славянских культур в Москве, поэтесса, лауреат международных премий) и Юрий Дмитриевич Нечипоренко (Русский ПЕН-центр, писатель, художник, биофизик, лауреат национальных премий)
Илья Михайлович Числов (член Союза писателей России) – Духовное наследие и его востребованность современной жизнью: поэма Негоша «Луч микрокосма» в свете новых парадигм мышления славянского мира
Елена Викторовна Степанова (писатель, поэт, переводчик) – Фран Левстик – друг русского народа
Зинаида Рузвиновна Гафурова (театр «Сопричастность», заведующая литературно-драматургической частью)
– Сценическое воплощение литературной сказки славянских писателей как способ передачи духовного наследия славянской культуры
Егор Романович Жаровский (МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирант)
– СМИ как инструмент взаимодействия культур славянских народов
Юрий Дмитриевич Нечипоренко
– Конгресс культуры (беседы с деятелями русской и украинской культур)
Карло Цолакович Тумасян (член Русского географического общества)
– Истоки современной цивилизации
Дискуссия
Полная программа конференции здесь
Культурология
Юрий НЕЧИПОРЕНКО: Космогония Гоголя Ярмарка Первое же произведение Гоголя называется «Сорочинская ярмарка». “Ярмарка” (родственно английскому “year market”) означает “годовой рынок”. Товар на рынке переходит из рук в руки, и, согласно обычаю, сделку надо “обмыть”. Этот обычай восходит к представлениям, что во всяком обмене содержится обман, неравноценность — эквивалентного обмена не бывает. Когда быка меняют на пшеницу, недоволен и демон быка, и демон пшеницы. Необходимо завершать сделку ритуальной трапезой, в которой обм
ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ ЦАРСКИЙ ЖАНР Юрий Нечипоренко Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат к истокам театра, реа
Юрий Нечипоренко: Логика Русского языка 1. Язык как мировидение. Классик языкознания Вильгельм фон Гумбольт писал "... слова и формы слов образуют и определяют понятия и различные языки по своей сути, по своему влиянию на познание и на чувства являются в действительности различными мировидениями". Отсюда следует, что гносеологии (теории познания), развиваемые в русле культур разных народов, различаются и логики, которыми руководствуются народы в своей деятельности, не вполне совпадают. Язык в целом - основание орудийной познавательн
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Истоки Ирака: Сказание о Гильгамеше.
Гильгамешу,
Царю города Урука
Рукописи не крошатся
Мировая культура до сих пор "загипнотизирована" античностью настолько, что не способна воспринять новые представления о временах более древних, которые уже заявляют о себе во всю мощь: мы переживаем время "археологической революции". Грядет смена научной парадигмы в древней истории, данные лингвистов начинают соединяться с новыми открытиями археологии, сравнительные исследования мифологии - с представлениями теоло
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Новая формация Эти рассуждения родились из наблюдений над процессами, происходящими в современном искусстве: неожиданно соображения двинулись далеко от первоначальной точки. Художник и власть Существует расхожее мнение, что можно использовать любой материал для творчества – важно, как это делать: художник способен перенести в вечность вскользь брошенную фразу или кусок газетного столбца – если помыслы его чисты, а талант велик. Однако чистота помыслов художника – ещё не гарантия невозможности использования ег
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Пост-имперское мышление и пост-модерн
1. Проект модернизации: реформа как переформатирование традиционного общества
Пост-модерн – модерн постный: из бацилл модерна сделана вытяжка и при её помощи произведена прививка от бешенства – болезни избранности новой европейской элиты. Сам термин "модерн" в искусстве симптоматичен: за кажущимся отсутствием амбиций, нейтральностью (modern – современный) скрывается гигантская претензия: традиционное искусство оказывается не-современным. Раньше сапожник и король были воспитаны