С 28 по 30 октября в Российской государственной детской библиотеке прошел фестиваль детской книги.
За эти три дня:
- прошло 132 мероприятия;
- в книжной выставке-ярмарке фестиваля участвовало более 50 издательств;
- в качестве участников фестиваля выступили более 120 писателей, поэтов, художников, музыкантов, журналистов и литературных критиков;
- общее количество посетителей превысило девять тысяч человек.
Фестиваль в Москве открывали директор Российской государственной детской библиотеки Мария Александровна Веденяпина и директор фестиваля писатель и учёный Юрий Нечипоренко. Они отметили, что в этом году фестиваль стал неотъемлемой частью культурной жизни Москвы, о чем свидетельствует премия «Ревизор», присужденная фестивалю в сентябре 2017 года. Также в своем приветственном слове Мария Александровна сообщила о расширении географии фестиваля, так как он проходит также в Воронеже, Владимире и Нижнем Новгороде.
За время фестиваля прошли встречи с известными писателями, которые поделились опытом общения с братьями нашими меньшими: писатель-анималист Олег Вороной провел презентацию книги «Под знаком тигра», на встрече с Олегом Бундуром слушатели побывали «В гостях у белого медведя» и послушали увлекательный рассказ о путешествии на Северный полюс. Вера Хамидуллина и Наталья Валеева рассказали о «Детском экологическом движении в Республике Татарстан» и движения «Зеленая планета». Татьяна Пузанова провела презентацию книги «Экология для любознательных».
Писатель-натуралист Станислав Востоков рассказал о книге «Брат юннат». С большим успехом прошли представления новых книг Артура Гиваргизова и Анастасии Орловой, а также презентации экологических номеров журналов «Читайка», которую провёл писатель Дмитрий Рогожкин, «Классного журнала», которую провел главный редактор Алексей Ходорыч и альманаха «Серебряные сверчки», которую провела Лола Звонарева.
Читатели убедились, что экология может быть занимательной, как на встрече клуба «Земляне» и сказочной, как презентация экопрограммы «Сказочное естествознание» издательства «Лингва-Ф», и даже зрелищной, как на показе документального фильма «Кулики Командорских островов» Командорского заповедника или на показе документального фильма про диких животных «PRIRODA SHOW» и рассказ о них известного путешественника, кино- натуралиста, сотрудника Кроноцкого заповедника Дмитрия Шиленка.
Даже интерактивная сказка «Царевна-лягушка» музея «Берестов и его окружение» по-новому зазвучала в контексте экологического фестиваля – не говоря уже о «Сорочьих сказках» -интерактивной программе Музея Алексея Толстого и выступлении композитора и музыканта Владимира Щукина, которые прошли в Большом выставочном зале с большим успехом.
На мероприятиях дети узнали об экологически-чистых местах России и мира, как, например, на мастер-классе «К вулканам Камчатки» по книге Марины Дороченковой и Анны Кравчук «Вадим Гиппенрейтер: Природа – среда моего обитания». Участники фестиваля пополнили свою копилку знаний о редчайших и красивейших животных на интерактивной лекции Государственного Дарвиновского музея «Следы животных», на мастер-классе «Морские млекопитающие – ластоногие» Командорского заповедника.
Изобразительные искусства встали на службу природе. Сотрудники центра эстетического воспитания детей и юношества при ГМИИ им. А. С. Пушкина «Мусейон» Наталья Петрова и Мария Лукьянцева представили программы, знакомящие с животными из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина – «Игра в Memory» и «Фантастические звери».
Художник Вера Цепилова научила, «Как рисовать зверей и птиц», художник Екатерина Быстрицкая показала, как нарисовать любимое животное, передавая свет, тень и объем, и рассказала мастер-классе, что ее «любимый зверь – самый красивый зверь!». Ольга Белова-Недовизий, художник издательства «Садик», провела Мастер-класс для юных художников «Птицы в небе». Вера Марова показала, как рисовать пингвинов и осьминогов, мастер-класс «Кот Учёный» провел музей им. Андрея Рублева.
Мероприятия касались не только современного состояния окружающей среды, но и доисторических времен, о чем подробно рассказало издательство «Паулсен» на мастер-классе по рисованию морских доисторических животных. Огромный интерес вызвала «Тайная жизнь микробов» – книга издательства «Пешком в историю», которую на фестивале представили французские писатели Флоранс Пино и Стефан Киель.
Не обошлось и без научно-познавательного подхода. Познавательный блок представили Научное шоу «WOW! HOW?» и Научное шоу Профессора Николя.
Помимо встреч с писателями, презентаций книг, интерактивных занятий в первый день фестиваля ознаменовался ежегодной Детской читательской конференцией, на которой школьники попробовали себя в роли литературных критиков и на профессиональном уровне поделились своими впечатлениями от прочтения книг современных детских писателей Эдуарда Веркина, Станислава Востокова, Евгения Рудашевского и Алексея Олейникова. Стас Востоков и Алексей Олейников присутствовали при чтении докладов, посвященных их произведениям, и послушали, что юные критики советуют им для создания будущих произведений.
Во второй и третий день насыщенной программы фестиваля помимо мастер-классов и творческих мастерских с писателями и художниками, нескольких театрализованных представлений, прошли круглые столы – Круглый стол по научно-познавательной литературе о животных и природе, который вела Елена Усачева, с участием Веры Байдак, Олега Бундура, Марата Гаджиева, Георгия Гупало, Ирины Лукьяновой, Юрия Маслова, Елены Широниной, Айи Эн и круглый стол по книжной иллюстрации «Книжные звери. Они – это мы», который вела Ольга Монина. В этом столе приняли участие Народный художник России Николай Устинов, художники-иллюстраторы Вера Цепилова, Александра Семенова и др.
Прошли встречи рубрики «Личность книги» с критиком Лидией Кудрявцевой и народным художником России Николаем Устиновым. Много родителей с детьми пришли на встречи с писателями Андреем Усачевым, который покорил слушателей своими песнями и Юрием Нечипоренко, который представил новую книжку о Пушкине. Большой интерес вызвала и встреча с чешским писателем Мартином Содомкой, который на мастер-классе представил серию «Технических сказок» и писателем и путешественником Данилом Джа, который представил в «Комнате сказок» свою книгу о приключениях принцессы Инди в Средневековой Индии.
На закрытии Фестиваля выступили писатели творческого объединения «Чёрного курица» и их друзья – Римма Алдонина, Марина Бородицкая, Дина Бурачевская, Александр Блинов, Лола Звонарева, Борис Минаев, Татьяна Рудишина, Тим Собакин, Александр Тимофеевский, Елена Явецкая и Лев Яковлев.
Среди крупных мероприятий, проведённых в Концертном зале, стоит отметить презентацию книги «Буравчик выходит в космос» и выступление Героя Советского Союза, Летчика-космонавта СССР Александра Ивановича Лавейкина, а также спектакли по сказкам Ханса Кристиана Андерсена Детского музыкально театра «Отражение», «Теремок» Московского театра кукол. На спектакле «Бременские музыканты» зрители подпевали актерам театра музыки и драмы Стаса Намина. Два вечерних кинопоказа – второй части фильма «Частное пионерское» и кинопроекта компании «Дисней» «Последний богатырь» собрали полный зал зрителей.
Одновременно на Фестивале проходило до десятка мероприятий, был большой выбор – и в перерывах между встречами с писателями и мастер-классами можно было посмотреть выставку книг участников Фестиваля и выставку работ художника Игоря Олейникова, покопаться в книжных развалах и посидеть в кафе. Во время Фестиваля библиотека превратилась в уникальный Дворец детской книги, где проходил настоящий праздник любителей чтения, объединяющий родителей и детей, писателей, издателей, художников и библиотекарей.
По материалам пресс-центра РГДБ, см. http://rgdb.ru/proekty/vfdk/all-news/3841-zavershilsya-iv-vserossijskij-festival-detskoj-knigi
Культурология
Юрий НЕЧИПОРЕНКО: Космогония Гоголя Ярмарка Первое же произведение Гоголя называется «Сорочинская ярмарка». “Ярмарка” (родственно английскому “year market”) означает “годовой рынок”. Товар на рынке переходит из рук в руки, и, согласно обычаю, сделку надо “обмыть”. Этот обычай восходит к представлениям, что во всяком обмене содержится обман, неравноценность — эквивалентного обмена не бывает. Когда быка меняют на пшеницу, недоволен и демон быка, и демон пшеницы. Необходимо завершать сделку ритуальной трапезой, в которой обм
ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ ЦАРСКИЙ ЖАНР Юрий Нечипоренко Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат к истокам театра, реа
Юрий Нечипоренко: Логика Русского языка 1. Язык как мировидение. Классик языкознания Вильгельм фон Гумбольт писал "... слова и формы слов образуют и определяют понятия и различные языки по своей сути, по своему влиянию на познание и на чувства являются в действительности различными мировидениями". Отсюда следует, что гносеологии (теории познания), развиваемые в русле культур разных народов, различаются и логики, которыми руководствуются народы в своей деятельности, не вполне совпадают. Язык в целом - основание орудийной познавательн
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Истоки Ирака: Сказание о Гильгамеше.
Гильгамешу,
Царю города Урука
Рукописи не крошатся
Мировая культура до сих пор "загипнотизирована" античностью настолько, что не способна воспринять новые представления о временах более древних, которые уже заявляют о себе во всю мощь: мы переживаем время "археологической революции". Грядет смена научной парадигмы в древней истории, данные лингвистов начинают соединяться с новыми открытиями археологии, сравнительные исследования мифологии - с представлениями теоло
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Новая формация Эти рассуждения родились из наблюдений над процессами, происходящими в современном искусстве: неожиданно соображения двинулись далеко от первоначальной точки. Художник и власть Существует расхожее мнение, что можно использовать любой материал для творчества – важно, как это делать: художник способен перенести в вечность вскользь брошенную фразу или кусок газетного столбца – если помыслы его чисты, а талант велик. Однако чистота помыслов художника – ещё не гарантия невозможности использования ег
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Пост-имперское мышление и пост-модерн
1. Проект модернизации: реформа как переформатирование традиционного общества
Пост-модерн – модерн постный: из бацилл модерна сделана вытяжка и при её помощи произведена прививка от бешенства – болезни избранности новой европейской элиты. Сам термин "модерн" в искусстве симптоматичен: за кажущимся отсутствием амбиций, нейтральностью (modern – современный) скрывается гигантская претензия: традиционное искусство оказывается не-современным. Раньше сапожник и король были воспитаны