Изданное 

rasskazy o dale 1

Горстка бобов 

lomon11

zaraz

pmozgb150

dsadA-KakpM150

Smeyatsa i svistet cover150

sis  

malskaz150

lifehouse150

plyvi200 

push100

sokr140 

zol pt100  

rybak 300

lom 100

nach

nukl100

 

 

"Умное исступление", что соединяет теорию и театр

Книга А.Павленко "Теория и театр" (СПб, Изд-во С-Петербургского университета, 2006, 234 с.).

Андрей Павленко известен своими оригинальными воззрениями, развиваемыми на страницах журналов "Человек" и "Вопросы философии". Теперь он написал книгу, соединяющую явления, которые представляются современному человеку чрезвычайно далекими, обитающими в разных углах поля человеческой культуры.

Известно: теория принадлежит области науки, театр - явление искусства. Между тем для древнего грека эти вещи соседствовали, соединялись одним корнем. И то и другое происходит от греческого слова "зрелище". Красивая теория, как и театральное представление, давала возможность греку любоваться зрелищем полноты мира. Потом что-то утратилось, потерялось, теории стали заменяться умозрениями, человек все больше стал вглядываться в себя, все меньше любоваться миром - и больше насильничать над ним...

Получилось то, что имеем: вместо стройного устройства мира - базар противоположных мнений, вместо возвышенного античного театра - бесконечная череда шоу. Павленко идет по стопам отца Павла Флоренского и связывает этапы развития театра и теории друг с другом через "умирание религиозности". Всему виной, по мнению исследователя, отказ от картины мира, которая была дана нам в древности, когда весь мир представлялся одушевленным. От этого времени остались следы в языке - скажем, в русском языке это обнаруживается в так называемых безличных формах: "вечереет", "светает". Дождит - что это означает? Кто дождит? Само бытие дождит - так считает автор. Но довольно теорий - что мы узнаем из книги про театр?

Во-первых, театр пережил три этапа. Вначале это античный амфитеатр - место, где проходило дионисийское мистериальное действие с шествием и шалостями менад. Некогда в центре действия был бог, его окружали женщины - как хор. Театр являл собой живой пример богообщения, давал представление о таком общении. Потом бога заменил герой, женщин стали теснить мужчины, круг разомкнулся - и из театра получилось черт знает что: какой-то агрегат по поддержанию мифов, "необходимых господствующему классу [...] В театральных празднествах принимало участие все мужское население полиса [...] Театр обслуживал демократию", - утверждает Павленко. Не с этим ли связано то, почему у нас так много развелось сейчас новых театров и театрализованных действий - от презентаций до стриптизов? Новая демократия срочно потребовала себе нового изощренного обслуживания.

Античный театр по своему принципу действия (механизму устройства) похож на линзу, концентрирующую внимание зрителей. Павленко приводит схему телескопа-рефлектора и сравнивает его с амфитеатром. Кажется, что это один и тот же механизм: "в театре театральный фокус достигается "суммированием" зрительских взглядов, каждый из которых представляет своеобразный "зрительский луч". Объединение таких лучей дает "цельное изображение" - пред-ставление".

Театр нового времени автор связывает с коробкой. "Театр-коробка" начал функционировать в католических храмах, здесь аббаты выступали в роли антрепренеров, продюсеров и режиссеров (говоря нынешним языком). В храмах показывались святочные мистерии - там и ангелы летали под небесами, и сладостно пели кастраты. В общем, для пущей убедительности и утверждения веры аббаты готовы были черт знает что показывать. Тогда же заработала машина по "спасению душ": люди забыли о богообщении, занялись мелкими хлопотами по спасению своих душонок.

Театр-коробка, по мнению автора, напоминает камеру-обскура - еще одно оптическое устройство, которое позволяет создавать иллюзию реального мира. В свою очередь, эта камера послужила предшественником кинематографа, в котором декорацией действия служит уже сам реальный мир. Наконец, в ХХ веке появился новый тип театра - "Театр-трансформер", в котором соединены отдельные черты античного театра с чертами театра-коробки. Но главное в нем - иная степень вовлеченности наблюдателя в действие: новации Охлопкова и Пискатора, Брехта и Гротовского дают возможность автору утверждать, что преображение театра напоминает превращение физических теорий ХХ века. Как известно, само присутствие наблюдателя здесь является принципиально важным - от него зависят результаты эксперимента.

Павленко прослеживает определенные этапы развития театра, проводя параллели между преображением театра и сменой парадигм научных теорий. Одна глава в книге даже называется "физика и театр". Рассуждения автора представляются крайне любопытными - как физики, так и "лирики" могут найти в них немало нового. Однако, на наш взгляд, автор не избежал общего для европоцентристов заблуждения: свои теории он выводит из античности, обнаруживая именно там истоки как театра, так и науки. Между тем стоило бы привлечь материалы древнего Китая, Египта и Вавилона, в которых можно увидеть как истоки физических теорий, так и истоки театральных действий. Известно, что праздники, посвященные Дионису, которые Павленко "прописывает" как сельские и греческие, имеют своими истоками мифо-ритуальные действия Древнего Востока. Дионис связан с египетским Таммузом и шумерским Думмузи, и нам уже приходилось писать о сходстве структуры космогонического мифа о путешествии супруги Думмузи, богини Инанны, в "Страну без возврата" и современных физических теорий. Эта тема требует отдельного разговора, здесь же отметим, что "намагниченность" античностью оказывается общим свойством всей философии ХХ века.

Согласно Павленко, в религиозном треугольнике "православие - католицизм - протестантизм" происходит битва библейской и античной традиции. Орудиями этой битвы являются Представления, которые под конец книги видятся автору протезами в руках нынешнего племени философствующих инвалидов. Батальная картина нынешнего противоборства традиций напоминает в изображении Павленко что-то вроде карнавальных сражений Брейгеля.

Для того чтобы хоть в какой-то степени оценить оригинальность этой книги, замаскированной под академическое исследование, приведем несколько характерных цитат:

"Театр является специальной сценической конструкцией, "выносящей" сознание человека за пределы его головы на площадку и т.д. и т.п.". (С. 64).

"Непосредственное усмотрение, или одним словом по-русски "внимание", сущности сущего есть тот самый реликтовый след человекомира, который сохранился в человеке, его сознании по настоящее время". (С. 73).

"Природа никогда не выступала средством достижения целей античного человека. А цель как раз в том и состояла, чтобы достигнуть полной гармонии с миром - калокагатии". (С. 107).

"... одушевленность мира никуда не исчезает с наступлением господства библейской традиции, но, сохраняясь, оказывается в забвении". (С. 109).

"Теория [...] - совершенно определенный путь богообщения. В этом богообщении человек испытывал высший подъем, "выхождение за границы самого себя", умное исступление". (С. 113).

Павленко считает, что основной фронт противостояния античной и библейской традиции проходит по хорошо известной границе "насилия над природой", "подчинения и владения". В целом его книга стимулирует диалог между представителями точных наук и знатоками сценических искусств. Радикальность автора в постановке и решении "проклятых" вопросов европейской философии напоминает исследования Жарко Видовича "Трагедия и литургия" (перевод опубликован в журнале "Современная драматургия", 1998, ##1-3) и Константина Мамаева "Драма как сценическое событие". Эти книги - свидетельство переосмысления многих воззрений, которые казались до последнего времени незыблемыми. Наши представления начинают трансформироваться, и современная философия все больше являет зрелище, подобное театральному представлению.

----- НОВОСТИ -----

Актуальность Пушкина и аристократизм литературы - на радио Медиметрикс

На радио Медиметрикс Юрий Нечипоренко и Василий Ходорыч провели передачу, говорили о Пушкине:  Не устарел

В Литературке вышла рецензия на книгу о Дале

В Литературной газете #15 от 17 апреля вышла рецензия Ксении Жуковой на книгу Юрия Нечипоренко о Владимире Дале

"Маленькие сказки" в Библионочи на Тёплом стане

Библиотека № 173 приглашает 20 апреля всех желающих на встречу с писателем Юрием Нечипоренко в ра

Передача о Тургеневе

На радио "Медиаметрикс" вышла передаче о Тургеневе, которуя вели Юрий Нечипоренко и Василий Ходорыч. У нас бы

Вышла книжка о Владимире Дале

В Издательстве "Детская литература" в серии "Детям о великих людях России" вышла книга Юрия Нечипоренко "Расск

Выступление на выставке "Россия" на ВДНХ с лекцией о Ломоносове

16 января, во вторник, Юрий Нечипоренко выступает на выставке "Россия" с лекцией "Ломоносов - наш современник". Ф

СКАЗКИ АРФЫ И РОЯЛЯ 2 и 3 января 2024

2 и 3 января в 15.00 Библиотеке-читальне им. Тургенева https://turgenev.ru/ состоится новогоднее представление СКАЗКИ АР

Театральная студия в Риге сняла ролики по одиннадцати "Маленьким сказкам"

Студия Stadia поместила в сети ролики по "Маленьким сказкам"с трогательным предисловием https://www.youtube.com/playlist?list=PLac

В РГДБ состоялась встреча с писателем Юрием Нечипоренко

В рамках празднования юбилея издательства "Детская литература" в РГДБ 9 декабря в 14.00 прошла встреча с писател

Встреча Общества друзей Газданова в ЦДЛ

В воскресенье 3 декабря в 16.00 в Малом зале Центрального Дома Литераторов (ул. Б.Никитская, д. 53)
состоится веч

Издательству "Детская литература - 90 лет!

Юрий Нечипоренко принял участие в большой пресс-конференции, посвященной 90 летию издательству "Детская лите

Презентация сборника "Классики детской литературы", изданного в Китае, прошла рамках программы международной книжной ярмарки в Москве

Презентация сборника "Классики детской литературы из стран вдоль "Одного пояса, одного пути" прошла на площад

Разговор о книге "Горстка бобов" с Вячеславом Коноваловым на "Радио России"

23 августа в 11.11 вечером на Радио России в передаче "Культбригада" прошёл разговор о книжке Юрия Нечипоренко

Вышло большое интервью - рассказ об участии в Пекинской международной книжной ярмарке

Известный критик Елена Сафронова побеседовала с Юрием Нечипоренко - и на сайте "Ревизор" вышло большое интерв

Выступление на ЛетЛит Фестивале в парке Музейон 5 августа

Милости просим 5 августа в субботу в парк Музейон на Крымском валу на ЛетЛитФестиваль!  На «Детской Поляне»

Юрий Нечипоренко вошёл в короткий список номинантов Национальной премии в области детской и подростковой литературы сезона 2023 года

Российская государственная детская библиотека и Ассоциация «Растим читателя», выполняя функции Дирекции На

Ярмарка в Пекине

Юрий Нечипоренко с Павлом Басинским и Алексеем Варламовым представляет Россию на книжной ярмарке в Пек

Фестиваль на Красной Площади - 6 июня

Милости просим на Фестиваль на Красной Площади ПРЕЗЕНТАЦИЯ Как жили и что сделали люди, которые оставили

В библиотеке иностранной литературы на фестивале 27 мая лекция Юрия Нечипоренко "Коды русской культуры"

Лекция пройдет с 13.15 до 14.15 в пространстве "Книжный клуб"  Адрес библиотеки: Москва, ул. Николоямская, д. 1 К

Вышла статья по математике

На сайте Preprints выложена версия статьи - Юрий Монич и Юрий Нечипоренко предложили новвый метод анализа корреля