Изданное 

 

pmozgb150

dsadA-KakpM150

Smeyatsa i svistet cover150

sis  

malskaz150

lifehouse150

plyvi200 

push100

sokr140 

zol pt100  

rybak 300

lom 100

nach

nukl100

 

 

Школьные годы чудесные...

Специальный проект Второй Московской биеннале современного искусства (1)
Выставка "Горе от ума". Куратор - Вера Погодина, организатор - VP Studio.

В Литературном музее в Трубниковском переулке прошла выставка "Горе от ума", в которой были представлены плоды рефлексии школы "московского концептуализма" на заданную тему. В аннотации выставки находим:

"Проект "Горе от ума" - это философская и художественная переработка темы произведения Грибоедова в духе острого социокультурного анализа современности, проводимого актуальными российскими художниками. <...> декларируемая идея сочетать Слово и Образ, Картину и Книгу, Букву и Линию является программной установкой концептуализма, занятого, прежде всего, приключениями языка".

После такого высокого вступления при входе в зал неподготовленный зритель может оказаться шокированным работами Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Художники выбрали для пародирования труды великого селекционера Мичурина и скандально известного биолога Лепешинской. Работа "Девушки Мичурина" Макаревича стилистически соответствует альбому учебных пособий. Художник показывает груши, формами своими напоминающие вовсе не произведение "столбового" для советской школы Грибоедова, а, скорее, "низового" Баркова. Автор "Девичьей игрушки", которого продвинутые школьники читали с восторгом под партой, служит для матерого концептуалиста не меньшим источником вдохновения, чем Мичурин или Грибоедов. Эта работа задает выставке определенный камертон: здесь казенные идеи селекции применяются по самому актуальному для озабоченного подростка назначению. Художник "выводит" то, что может принести максимум удовлетворения при минимуме затрат: не ровен час, этот проект циничные генетики будущего реализуют для наполнения секс-шопов!

"Высокое" и правильное, школьно-казенное, превращается художником в интимно-личное, приватное, проскакивает на парах эту зону - и оказывается "низким" и запретным. Эта трансформация позволяет зрителю далее уже легче воспринимать расширение области художественных высказываний по такому поводу, как крылатые слова Грибоедова. Художник Юрий Альберт приводит на выставке в качестве образца (чуть ли не учебного пособия) изображения двуязычного каталога выставки "Binazionale". Этот каталог, датированный серединой 90-х годов, содержит историко-эстетическую статью Никиты Алексеева. Известный художник пишет прекрасным образным языком. Давно замечено, что иные концептуалисты лучше пишут, чем рисуют (тоже своеобразная смесь горя от ума с благом от оного). Никита Алексеев в той давней статье излагает свою версию генезиса культуры в Третьем Риме с такими коннотациями, за которые раньше учитель истории средней школы поставил бы ему "кол" (сейчас же эти мысли - прописные истины для новых учебников истории). Заметим, что Алексеев успел как отметиться новой работой на этой самой выставке, так и написать о ней: самообслуживание в ходу у концептуалистов.

Рядом, под стендами Альберта, расположена, на мой взгляд, самая пронзительная работа проекта - три разворота дневника из серии "Истинная красота" (шелкография Веры Хлебниковой). Художница сама не писала этот дневник, она лишь нашла его и представила как объект искусства. Это записи человека, который еще в начале 60-х годов прошлого века пекся о своем духовном развитии - и вел для себя своеобразный иллюстрированный отчет о концертах и выставках, "культурных событиях", которые посещал. Перед нами открывается редкий документ времени - предшественник наших обозрений, блогов и эгоисторий в интернете. В работе Хлебниковой все вызывает ностальгическое восхищение: ровный почерк авторучки с синими чернилами, зарисовки характерных поз артистов, кадров из кино, философские рассуждения. И тут же сетования о том, как блондинки могут обмануть доверчивого мужчину... Все это трогает до слез.

Возникает редкая для концептуальной выставки ситуация: работу чувствуешь сердцем. Обычно же концептуальные работы - чистая игра ума. У догадливого зрителя такая игра вызывает усмешку - сродни той, которой одаривает мир удачливый разгадыватель кроссвордов. Да что сказать, многие произведения такого искусства напоминают овеществленные ребусы - вроде тех, которыми в прошлом веке радовали юных читателей журналы "Мурзилка", "Костер" и "Пионер". Подросший читатель мог заглядывать уже и в "Науку и жизнь", и в "Знание - силу", и на последнюю страницу "Литературной газеты" - эти издания давали немало пищи для ума, задавали тон веселого просвещения, продолжения школьной программы "факультативными занятиями".

Нечто наподобие увлекательного литературно-художественного факультатива, занятия для сметливых посетителей устроила куратор выставки Вера Погодина. Это не первый ее экскурс в область литературы - уже прошли выставки "Отцы и дети", "Война и мир", "Преступление и наказание". Примерно половина работ, посвященных "Горю от ума", - новенькие, свежие, датированы 2007 годом. Порой создается впечатление, что художники чуть ли не бригадным подрядом иронизировали-импровизировали на заданную тему. Но выставка тем не менее получилась вполне полноценной и главное - не скучной. Работы художников, как занятные ребусы, пытались разгадывать редкие посетители - братья по "горю и уму". Здесь и изощренно-ироничные иллюстрации к произведению Грибоедова (группа АЕС), и филигранные рисунки мелом на школьных досках - огромные репродукции работ Брейгеля и иже с ним (Сергей Волков), и шуточки "в стиле Дзэн" отца-основателя группы "Коллективные действия" Андрея Монастырского (2) и его прилежных учеников. В стиле прикола сделаны работы Марии Сумниной "Как Елизавета Дьяконова умерла от Льва Толстого" (смятые страницы "Крейцеровой сонаты" приколоты булавками к фанерке и снабжены душещипательной историей), Марии Чуйковой "Много будешь знать - скоро состаришься" (вялый картофель перемешан с мини-книжками) и Виктора Скерсиса "3 поросенка. Деформация" (одни материалы чего стоят: сено, бумага, подушки!).

Выламываются из шуточно-ребусного ряда работы Николы Овчинникова, где демонстрируются картины русской красоты в контексте нелегкого быта, и Ольги Чернышовой, где показана изощренная игра рефлексов - отражений лиц зрителей в стеклах известных картин из "Русского музея". Но в целом тон задают именно такие блистательные и испытанные остряки, как Константин Звездочетов, Сергей Ануфриев, Гор Чахал, Павел Пепперштейн и иже с ними.

Можно отчасти согласиться с аннотацией выставки: "Особенно оправдана тема "Горе от ума" применительно к московскому концептуализму. Как и Чацкий, наши герои иронизируют в тоске по утраченным или поруганным невежественным социумом культурным и даже религиозным идеалам".

Посетитель чувствует заряды этих былых идеалов в добродушной атмосфере авторитетного междусобойчика: школы московского концептуализма с ее отцами-основателями и школярами-выпускниками, а также примкнувшими к ним одесскими дружками-товарищами. В этой атмосфере на "ура" воспринимаются такие работы, как пакет с надписью "Земля для Клятвы" (Борис Матросов), и скульптура-трансформер из бритвенных лезвий "Галатея" (Борис Стучебрюков). Некие сомнения вызывает картина "Горе от ума + радость до тупости = ничто" Аркадия Насонова. Замысел картины, на наш взгляд, не более удачен, чем воплощение. История обычная для концептуалистов: одно из переводов слова "концепция" на русский - "замысел", так что концептуализм почти равен "замысловатости". Впрочем, Аркадий известен нам не только как один из отцов-основателей замысловатой же "Облачной комиссии", но и как прекрасный рисовальщик.

Благодаря погружению в мир воспоминаний, школярских игр и забав выставка смотрится на одном дыхании - и может быть признана удачной уже за одно то, что дает возможность окунуться в "школьные годы чудесные". Зрителю немного не хватает разве что только танцев и песен тех лет (хотя бы в стиле детских утренников, школьных вечеринок или перфомансов, о которых я писал ранее). К урокам литературы, биологии и рисования, которые так ловко пародируют участники, хорошо бы добавить уроки музыки, танцев и пения. Тогда бы она стала еще веселее - и концептуальней.

 

Примечания:

1. На сайте "Биеннале" ряд художников - участников выставки не представлены, а Ольга Чернышова переименована в Марию Чернышову.

2. См. "Словарь терминов московской концептуальной школы"

В качестве иллюстрации к тексту использован фрагмент работы Веры Хлебниковой из серии "Истинная красота"

----- НОВОСТИ -----

200-летию Достоевского - запись рассказа о его детстве на ютубе

Библиотека им. Есенина опубликовала запись моего рассказа о московсом детстве Достоевского - к 200-летию писат

Выступления в Курске теперь можно посмотреть на ютубе

Выступления на Фестивале "Курск читающий" теперь можно посмотреть в записи: здесь - в научной библиотеке https:/

Выступление на Фестивале Науки: Молекулярная биология для взрослых и детей

Фестиваль науки приглашает на выставку и лекции в Экспоцентре (павильон 2). Юрий Нечипоренко будет рассказыва

Вышли две новых статьи в журнале "Биофизика", посвящены они эпилепсии и кооперативному связывания кислорода гемоглобином

Вышли две работы в соавторстве: Нечипуренко Ю.Д., Гарсия Рейес Р. С. и Эрнандес Касерес Х. Л. Гипотеза контамина

Программа "Игра в бисер" на канале "Культура" - говорим про "Аленький цветочек"

«ИГРА В БИСЕР С ИГОРЕМ ВОЛГИНЫМ» В воскресенье, 3 октября, в 14:15 на телеканале «Культура» прошёл новый выпуск

Выступления на Московской международной книжной ярмарке

В пятницу, 24 сентября в 17.00 в зале 5.1 (павильон 5) состоится лекция "Московское детство Достоевского" по книге Ал

Выступление на Всемирном конгрессе детской книги IBBY

11 сентября Юрий Нечипоренко выступил на Всемирном конгрессе детской книги IBBY с докладом:   Фестиваль де

Встречи на фестивале в Ижевске

На книжном фестивале "Читай, Ижевск!" Юрий Нечипоренко будет выступать 3 и 4 сентября. См. здесь https://izvestiaur.ru/ne

Вышла статья памяти Ксении Драгунской

В интернет-обозрении "Русская жизнь" вышла статья памяти Ксении Драгунской.  http://ruszhizn.ruspole.info/node/13623

В Сербии вышла книга Юрия Нечипоренко "Золотой петушок"

В Сербии в издательстве "Детские игры драконов" вышла книга "Золотой петушок"
Златни петлић Јуриј Нечипоре

Встреча на книжном фестивале на Красной Площади 20го июня

Милости просим на встречу!             Детская и учебная литература / Детская сцена 20 и

Вечер в Тургеневке: Пушкин, Достоевский...

 8 июня в 19.00 в Тургеневской библиотеке прошёл вечер: говорили о Пушкие, Достоевском, о поэзии и немного об а

Творческая встреча в Центре славянских культур

В субботу, 29 мая в 12.15 в рамках Фестиваля СЛАВый день пройдёт творческая встреча с Юрием Нечипоренко - милости

Литературная газета поздравила с юбилеем

В Литературой газете вышла статья- поздравление Юрия Неччипоренко https://lgz.ru/article/18-6783-05-05-2021/pisatel-s-kafedry-biofiziki/

Победа на конкурсе "Биомолекулы"

25 апреля, в день ДНК, подведены итоги конкурса научно-популярных работ журнала "Биомолекула".  Статья Денис

Выступление на онлайн-конференции "Семейное чтение" и в Библиотеке им. Маяковского

22 и 23 апреля выступления по книге "Огонь с Божедомки (Московское детство Фёдора Достоевского)" Вначале говори

Статья о проблемах детской литературы в "Свободной прессе"

Вышла статья, где Юрий Нечипоренко рассказывает о главых проблемах в детской книге - и путях их решения https:

Статья о проблемах детской литературы в "Свободной прессе"

Вышла статья о том,где Юрий Нечипоренко рассказыват о главых проблемах в детской книге - и путях их решения 

Рассказ о практике на Белом море с далеко идущими последствиями

В "Пампасах" опубликован рассказ о практике на Белом море, где студены получали уникальное биологическое мир

Выступление в РГДБ на Неделе детской книги

20 марта, в субботу, н первый день Недели детской книги в РГДБ в 13.00 состоится встреча с писателями Юрием Нечипо