Изданное 

rasskazy o dale 1

Горстка бобов 

lomon11

zaraz

pmozgb150

dsadA-KakpM150

Smeyatsa i svistet cover150

sis  

malskaz150

lifehouse150

plyvi200 

push100

sokr140 

zol pt100  

rybak 300

lom 100

nach

nukl100

 

 

Школьные годы чудесные...

Специальный проект Второй Московской биеннале современного искусства (1)
Выставка "Горе от ума". Куратор - Вера Погодина, организатор - VP Studio.

В Литературном музее в Трубниковском переулке прошла выставка "Горе от ума", в которой были представлены плоды рефлексии школы "московского концептуализма" на заданную тему. В аннотации выставки находим:

"Проект "Горе от ума" - это философская и художественная переработка темы произведения Грибоедова в духе острого социокультурного анализа современности, проводимого актуальными российскими художниками. <...> декларируемая идея сочетать Слово и Образ, Картину и Книгу, Букву и Линию является программной установкой концептуализма, занятого, прежде всего, приключениями языка".

После такого высокого вступления при входе в зал неподготовленный зритель может оказаться шокированным работами Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Художники выбрали для пародирования труды великого селекционера Мичурина и скандально известного биолога Лепешинской. Работа "Девушки Мичурина" Макаревича стилистически соответствует альбому учебных пособий. Художник показывает груши, формами своими напоминающие вовсе не произведение "столбового" для советской школы Грибоедова, а, скорее, "низового" Баркова. Автор "Девичьей игрушки", которого продвинутые школьники читали с восторгом под партой, служит для матерого концептуалиста не меньшим источником вдохновения, чем Мичурин или Грибоедов. Эта работа задает выставке определенный камертон: здесь казенные идеи селекции применяются по самому актуальному для озабоченного подростка назначению. Художник "выводит" то, что может принести максимум удовлетворения при минимуме затрат: не ровен час, этот проект циничные генетики будущего реализуют для наполнения секс-шопов!

"Высокое" и правильное, школьно-казенное, превращается художником в интимно-личное, приватное, проскакивает на парах эту зону - и оказывается "низким" и запретным. Эта трансформация позволяет зрителю далее уже легче воспринимать расширение области художественных высказываний по такому поводу, как крылатые слова Грибоедова. Художник Юрий Альберт приводит на выставке в качестве образца (чуть ли не учебного пособия) изображения двуязычного каталога выставки "Binazionale". Этот каталог, датированный серединой 90-х годов, содержит историко-эстетическую статью Никиты Алексеева. Известный художник пишет прекрасным образным языком. Давно замечено, что иные концептуалисты лучше пишут, чем рисуют (тоже своеобразная смесь горя от ума с благом от оного). Никита Алексеев в той давней статье излагает свою версию генезиса культуры в Третьем Риме с такими коннотациями, за которые раньше учитель истории средней школы поставил бы ему "кол" (сейчас же эти мысли - прописные истины для новых учебников истории). Заметим, что Алексеев успел как отметиться новой работой на этой самой выставке, так и написать о ней: самообслуживание в ходу у концептуалистов.

Рядом, под стендами Альберта, расположена, на мой взгляд, самая пронзительная работа проекта - три разворота дневника из серии "Истинная красота" (шелкография Веры Хлебниковой). Художница сама не писала этот дневник, она лишь нашла его и представила как объект искусства. Это записи человека, который еще в начале 60-х годов прошлого века пекся о своем духовном развитии - и вел для себя своеобразный иллюстрированный отчет о концертах и выставках, "культурных событиях", которые посещал. Перед нами открывается редкий документ времени - предшественник наших обозрений, блогов и эгоисторий в интернете. В работе Хлебниковой все вызывает ностальгическое восхищение: ровный почерк авторучки с синими чернилами, зарисовки характерных поз артистов, кадров из кино, философские рассуждения. И тут же сетования о том, как блондинки могут обмануть доверчивого мужчину... Все это трогает до слез.

Возникает редкая для концептуальной выставки ситуация: работу чувствуешь сердцем. Обычно же концептуальные работы - чистая игра ума. У догадливого зрителя такая игра вызывает усмешку - сродни той, которой одаривает мир удачливый разгадыватель кроссвордов. Да что сказать, многие произведения такого искусства напоминают овеществленные ребусы - вроде тех, которыми в прошлом веке радовали юных читателей журналы "Мурзилка", "Костер" и "Пионер". Подросший читатель мог заглядывать уже и в "Науку и жизнь", и в "Знание - силу", и на последнюю страницу "Литературной газеты" - эти издания давали немало пищи для ума, задавали тон веселого просвещения, продолжения школьной программы "факультативными занятиями".

Нечто наподобие увлекательного литературно-художественного факультатива, занятия для сметливых посетителей устроила куратор выставки Вера Погодина. Это не первый ее экскурс в область литературы - уже прошли выставки "Отцы и дети", "Война и мир", "Преступление и наказание". Примерно половина работ, посвященных "Горю от ума", - новенькие, свежие, датированы 2007 годом. Порой создается впечатление, что художники чуть ли не бригадным подрядом иронизировали-импровизировали на заданную тему. Но выставка тем не менее получилась вполне полноценной и главное - не скучной. Работы художников, как занятные ребусы, пытались разгадывать редкие посетители - братья по "горю и уму". Здесь и изощренно-ироничные иллюстрации к произведению Грибоедова (группа АЕС), и филигранные рисунки мелом на школьных досках - огромные репродукции работ Брейгеля и иже с ним (Сергей Волков), и шуточки "в стиле Дзэн" отца-основателя группы "Коллективные действия" Андрея Монастырского (2) и его прилежных учеников. В стиле прикола сделаны работы Марии Сумниной "Как Елизавета Дьяконова умерла от Льва Толстого" (смятые страницы "Крейцеровой сонаты" приколоты булавками к фанерке и снабжены душещипательной историей), Марии Чуйковой "Много будешь знать - скоро состаришься" (вялый картофель перемешан с мини-книжками) и Виктора Скерсиса "3 поросенка. Деформация" (одни материалы чего стоят: сено, бумага, подушки!).

Выламываются из шуточно-ребусного ряда работы Николы Овчинникова, где демонстрируются картины русской красоты в контексте нелегкого быта, и Ольги Чернышовой, где показана изощренная игра рефлексов - отражений лиц зрителей в стеклах известных картин из "Русского музея". Но в целом тон задают именно такие блистательные и испытанные остряки, как Константин Звездочетов, Сергей Ануфриев, Гор Чахал, Павел Пепперштейн и иже с ними.

Можно отчасти согласиться с аннотацией выставки: "Особенно оправдана тема "Горе от ума" применительно к московскому концептуализму. Как и Чацкий, наши герои иронизируют в тоске по утраченным или поруганным невежественным социумом культурным и даже религиозным идеалам".

Посетитель чувствует заряды этих былых идеалов в добродушной атмосфере авторитетного междусобойчика: школы московского концептуализма с ее отцами-основателями и школярами-выпускниками, а также примкнувшими к ним одесскими дружками-товарищами. В этой атмосфере на "ура" воспринимаются такие работы, как пакет с надписью "Земля для Клятвы" (Борис Матросов), и скульптура-трансформер из бритвенных лезвий "Галатея" (Борис Стучебрюков). Некие сомнения вызывает картина "Горе от ума + радость до тупости = ничто" Аркадия Насонова. Замысел картины, на наш взгляд, не более удачен, чем воплощение. История обычная для концептуалистов: одно из переводов слова "концепция" на русский - "замысел", так что концептуализм почти равен "замысловатости". Впрочем, Аркадий известен нам не только как один из отцов-основателей замысловатой же "Облачной комиссии", но и как прекрасный рисовальщик.

Благодаря погружению в мир воспоминаний, школярских игр и забав выставка смотрится на одном дыхании - и может быть признана удачной уже за одно то, что дает возможность окунуться в "школьные годы чудесные". Зрителю немного не хватает разве что только танцев и песен тех лет (хотя бы в стиле детских утренников, школьных вечеринок или перфомансов, о которых я писал ранее). К урокам литературы, биологии и рисования, которые так ловко пародируют участники, хорошо бы добавить уроки музыки, танцев и пения. Тогда бы она стала еще веселее - и концептуальней.

 

Примечания:

1. На сайте "Биеннале" ряд художников - участников выставки не представлены, а Ольга Чернышова переименована в Марию Чернышову.

2. См. "Словарь терминов московской концептуальной школы"

В качестве иллюстрации к тексту использован фрагмент работы Веры Хлебниковой из серии "Истинная красота"

----- НОВОСТИ -----

Вышла книжка о Владимире Дале

В Издательстве "Детская литература" в серии "Детям о великих людях России" вышла книга Юрия Нечипоренко "Расск

Выступление на выставке "Россия" на ВДНХ с лекцией о Ломоносове

16 января, во вторник, Юрий Нечипоренко выступает на выставке "Россия" с лекцией "Ломоносов - наш современник". Ф

СКАЗКИ АРФЫ И РОЯЛЯ 2 и 3 января 2024

2 и 3 января в 15.00 Библиотеке-читальне им. Тургенева https://turgenev.ru/ состоится новогоднее представление СКАЗКИ АР

Театральная студия в Риге сняла ролики по одиннадцати "Маленьким сказкам"

Студия Stadia поместила в сети ролики по "Маленьким сказкам"с трогательным предисловием https://www.youtube.com/playlist?list=PLac

В РГДБ состоялась встреча с писателем Юрием Нечипоренко

В рамках празднования юбилея издательства "Детская литература" в РГДБ 9 декабря в 14.00 прошла встреча с писател

Встреча Общества друзей Газданова в ЦДЛ

В воскресенье 3 декабря в 16.00 в Малом зале Центрального Дома Литераторов (ул. Б.Никитская, д. 53)
состоится веч

Издательству "Детская литература - 90 лет!

Юрий Нечипоренко принял участие в большой пресс-конференции, посвященной 90 летию издательству "Детская лите

Презентация сборника "Классики детской литературы", изданного в Китае, прошла рамках программы международной книжной ярмарки в Москве

Презентация сборника "Классики детской литературы из стран вдоль "Одного пояса, одного пути" прошла на площад

Разговор о книге "Горстка бобов" с Вячеславом Коноваловым на "Радио России"

23 августа в 11.11 вечером на Радио России в передаче "Культбригада" прошёл разговор о книжке Юрия Нечипоренко

Вышло большое интервью - рассказ об участии в Пекинской международной книжной ярмарке

Известный критик Елена Сафронова побеседовала с Юрием Нечипоренко - и на сайте "Ревизор" вышло большое интерв

Выступление на ЛетЛит Фестивале в парке Музейон 5 августа

Милости просим 5 августа в субботу в парк Музейон на Крымском валу на ЛетЛитФестиваль!  На «Детской Поляне»

Юрий Нечипоренко вошёл в короткий список номинантов Национальной премии в области детской и подростковой литературы сезона 2023 года

Российская государственная детская библиотека и Ассоциация «Растим читателя», выполняя функции Дирекции На

Ярмарка в Пекине

Юрий Нечипоренко с Павлом Басинским и Алексеем Варламовым представляет Россию на книжной ярмарке в Пек

Фестиваль на Красной Площади - 6 июня

Милости просим на Фестиваль на Красной Площади ПРЕЗЕНТАЦИЯ Как жили и что сделали люди, которые оставили

В библиотеке иностранной литературы на фестивале 27 мая лекция Юрия Нечипоренко "Коды русской культуры"

Лекция пройдет с 13.15 до 14.15 в пространстве "Книжный клуб"  Адрес библиотеки: Москва, ул. Николоямская, д. 1 К

Вышла статья по математике

На сайте Preprints выложена версия статьи - Юрий Монич и Юрий Нечипоренко предложили новвый метод анализа корреля

Отклики на китайско-русский сборник

В "Российской газете" и "Независимой газете" вышли статьи - отклики на презентацию китайско-русского сборника

Съезд биофизиков в Краснодаре

17 - 23 апреля в Краснодаре проходит съезд биофизиков России.  Соавторами представлены три доклада - о гемогл

Турнир сочинителей в Библиоглобусе

Клуб семейного чтения и детской книги
15 апреля , 15:00
Библиоглобус (Мясницкая ул., 6/3с1)
13 зал, 2 уровень

Классики детской литературы из стран вдоль "Одного пояса, одного пути" (Шелкового пути)

11 апреля в 19.00 в Ассоциации писателей и издателей России (АСПИР, дом Ростовых, Поварская 52) будет представлена