Александр Чанцев опубликовал замечательный отклик на книгу "Маленькие сказки" Юрия Нечипоренко:
"Необычное с людьми в «Маленьких сказках» происходит, как в «Превращении» Кафки, вообще сплошь и рядом. То человек от воды и мыла не чистым становится, а ржавеет, вот и моется маслом (блеск принимают за отсветы дальних турпоездок или солярия), то вдруг лицо теряет (а это уже в список бюро находок русской литературы, где то нос у Гоголя теряли, то, наоборот, целого поручика Киже обнаружили, «фигуры не имеющего»).
И отсылки к русской классике, тут, кажется важны. Светящийся человек никому совершенно не сдался, только пугал своей аномалией до наступления тотального блэкаута, человек с зазубринами уж точно не востребован и неудобен. Персонаж, жалеющий опадающие листья или говорящий тихо, так тихо, что почти тишину, – а они ведь лишние люди из нашей классики! Только в современном антураже: новые лишние люди.
Их необычность, кажется, еще и подчеркивается оригинальными шрифтовыми решениями этой красиво изданной иллюстрированной книги – основная масса текста набрана обычным кеглем, а что-то будто от руки карандашом вписано. Out of step, что-то английский не оставляет сегодня.
Конечно же, уже понятно, что сказки эти – совсем не только для детей. И не просто сказки. А скорее – притчи. За такие мы, и повзрослев, любим Брэдбери, Сент-Экзюпери и Миядзаву с Миядзаки".
https://godliteratury.ru/projects/govoryashhiy-tishinu-liricheskie-skazki-f
Культурология
Юрий НЕЧИПОРЕНКО: Космогония Гоголя Ярмарка Первое же произведение Гоголя называется «Сорочинская ярмарка». “Ярмарка” (родственно английскому “year market”) означает “годовой рынок”. Товар на рынке переходит из рук в руки, и, согласно обычаю, сделку надо “обмыть”. Этот обычай восходит к представлениям, что во всяком обмене содержится обман, неравноценность — эквивалентного обмена не бывает. Когда быка меняют на пшеницу, недоволен и демон быка, и демон пшеницы. Необходимо завершать сделку ритуальной трапезой, в которой обм
ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ ЦАРСКИЙ ЖАНР Юрий Нечипоренко Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат к истокам театра, реа
Юрий Нечипоренко: Логика Русского языка 1. Язык как мировидение. Классик языкознания Вильгельм фон Гумбольт писал "... слова и формы слов образуют и определяют понятия и различные языки по своей сути, по своему влиянию на познание и на чувства являются в действительности различными мировидениями". Отсюда следует, что гносеологии (теории познания), развиваемые в русле культур разных народов, различаются и логики, которыми руководствуются народы в своей деятельности, не вполне совпадают. Язык в целом - основание орудийной познавательн
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Истоки Ирака: Сказание о Гильгамеше.
Гильгамешу,
Царю города Урука
Рукописи не крошатся
Мировая культура до сих пор "загипнотизирована" античностью настолько, что не способна воспринять новые представления о временах более древних, которые уже заявляют о себе во всю мощь: мы переживаем время "археологической революции". Грядет смена научной парадигмы в древней истории, данные лингвистов начинают соединяться с новыми открытиями археологии, сравнительные исследования мифологии - с представлениями теоло
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Новая формация Эти рассуждения родились из наблюдений над процессами, происходящими в современном искусстве: неожиданно соображения двинулись далеко от первоначальной точки. Художник и власть Существует расхожее мнение, что можно использовать любой материал для творчества – важно, как это делать: художник способен перенести в вечность вскользь брошенную фразу или кусок газетного столбца – если помыслы его чисты, а талант велик. Однако чистота помыслов художника – ещё не гарантия невозможности использования ег
Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Пост-имперское мышление и пост-модерн
1. Проект модернизации: реформа как переформатирование традиционного общества
Пост-модерн – модерн постный: из бацилл модерна сделана вытяжка и при её помощи произведена прививка от бешенства – болезни избранности новой европейской элиты. Сам термин "модерн" в искусстве симптоматичен: за кажущимся отсутствием амбиций, нейтральностью (modern – современный) скрывается гигантская претензия: традиционное искусство оказывается не-современным. Раньше сапожник и король были воспитаны