РЕБЁНОК КАК ЗАКОН
Подобно тому, как ядерный распад приводит к катастрофическим последствиям, так и распад семьи ведет к ряду невосполнимых потерь. Обычно из близкого окружения ребёнка вылетает отец - и становится далёким, «воскресным». Обломки атома-семьи действует на ближайшее окружение, и энергия действия бывает так велика, что отдельные частицы могут вовсе вылетать из общества-вещества, человек-отец или человек-мать потеряется или погибнет...
Возможно, что и не в каждом случае распад семьи ведет катастрофическим последствиям: семья сама должна быть защитной оболочкой для личности, индивидуума, и если она не удовлетворяет этому требованию, в результате распада семьи человек может избавиться от насилия гораздо более опасного, чем все меры, которые может применить по отношению к нему общество или коллектив.
Структура личности частично отражает структуру общества: подобно тому, как зеркальные шары и многогранники на ёлке несут на себе отражение всей ёлки в целом, в личности человека сохраняются следы всех тех влияний и взаимодействий, которыми одаривает его общество. Самые глубокие и прочные следы - от близких людей. Это уже не блики, скользящие по поверхности – общение с родными с родными формирует самого человека. Хрупкий душевный мир нуждается в защите.
Естественно, что защита идёт от близких. Перефразируя Честертона, можно сказать, что семья - это заговор против всего мира. Семья и дружба менее всего поддаются регламентации и влиянию государства. Ключевая фигура в семье – ребенок. Но в каждом добром взрослом живёт ребенок - и самые близкие отношения возникают в игре, когда взрослые ведут себя как дети.
Как только возникает ребенок, возникает и закон - как ограничение. Сами по себе взрослые могут играть в любые игры «на равных» и нередко трудно разобраться, чего же хочет человек, где кончается игра и начинается насилие разных оттенков – от садизма да мазохизма.
Ребёнок вносит в игры правила - его силы ограничены, сознание формируется, и с ним нельзя делать то, что могут позволить себе взрослые между собой. Дети изначально безгрешны - и по этой причине нередко выступают в качестве конечного аргумента в спорах. «Устами младенца глаголет истина» - то есть сама жизнь требует приоритета прав ребенка.
В этом смысле роль ребенка трудно недооценить: он является основанием нравственного закона. Когда Энгельс писал работу о происхождении семьи, он пустил главное - роль ребёнка. Женщины и мужчины обильно фигурировали в этом труде: как известный феминист, Энгельс не мог не делать и реверансов свободам женщин, но как истовый материалист, он относился к детям как в домашней скотинке, в целом пассивной. Но ребёнок - активный строитель семьи, главный генератор живой любви, хранитель генетических и духовных богатств отца и матери, которые подкрепляются со временем и богатствами материальными - благодаря праву наследования.
ХХ век привёл к реабилитации ребенка как личности: современное искусство повернулась лицом к детскому творчеству, гуманитарная наука изучает детскую психологию. Она видит в способности ребенка открываться миру фундаментальное основание человеческого общения.
Живая и явленная в ребенке норма счастья (будем как дети) - следствие инстинкта познания и инстинкта творчества. Позиция искренности есть основание человеческого духа, и эти благородные инстинкты сделали возможным развитие науки и искусства.
Семейный очаг в детстве хранит, питает и оберегает ребёнка. В этом очаге переплетаются два огня: отцовство и материнство. Отцовство как более зрелый, духовный план воспитания, часто просыпается позже, чем материнство, но медленно и неуклонно оно набирает силу в душе человека. Отцовство как ответственность закаляет, формирует душу самого отца не меньшей степени, чем ребенка.
Во взаимном общении исходит взаимное воспитание - но активную силу несёт ребенок, он является ведущим - его вырастание и расширение его мира ставит перед взрослыми все более сложные задачи. Расширяющийся мир включает отношение к тем таинствам, которые порой в самых превращенных формах стыдливо или разнузданно, открыто или застенчиво преподносится в разных изданиях и передачах «широкому» и «узкому» зрителю и читателю.
Отношение к этим таинством может быть самое разное - но само ощущение того, что существует таинство, что есть области, в которых не дозволено быть нетактичным и неделикатным – необходимо. Это щадящее психику ребёнка ощущение, которое покрывает его душу благотворными защитными оболочками и предохраняет её от распада. Может рухнуть во взрослой жизни человека всё кругом – но останется в нём тот ребенок, который любит отца и мать настолько, что не позволяет себе всуе упоминать их имена. И таинство своего рождения принимать именно как тайну, которой покровительствовал Тот, Кто благословил его.
Юрий Нечипоренко, новая редакция - первая публикация в журнале «Атлантида», №1, с. 40. Москва, 1994.
Критика
Язык страсти (из сборника "Сокровищница (рассказы о хранителях русского языка)")
Зое
У Оки рассыпчатый песок. Здесь гулял Иван Алексеевич Бунин… Вместе с Ликой, героиней своего романа «Жизнь Арсеньева», с которой он познакомился в Орле. Вернее, с той прекрасной дамой своей юности, которую звали Варварой Пащенко, с которой он пережил самую страшную, самую глубокую страсть свою, и которую потом он описал под именем Лики. Варвара – что-то есть в этом имени дикое, словно варварское...Такая же была и любовь бунинская – страшная, захватывающа
РЕБЁНОК КАК ЗАКОН
Подобно тому, как ядерный распад приводит к катастрофическим последствиям, так и распад семьи ведет к ряду невосполнимых потерь. Обычно из близкого окружения ребёнка вылетает отец - и становится далёким, «воскресным». Обломки атома-семьи действует на ближайшее окружение, и энергия действия бывает так велика, что отдельные частицы могут вовсе вылетать из общества-вещества, человек-отец или человек-мать потеряется или погибнет...
Возможно, что и не в каждом случае распад семьи ведет катастрофическим последствиям: семья
МХАТ без мата
9 Февраль 2015 г. в 19:33
В Москве в театре МХАТ им. А.П. Чехова состоялся торжественный вечер, посвящённый официальному открытию Года литературы в России. Сразу оговорюсь, что мои заметки о вечере будут пристрастными, так как здесь, ещё в толкучке у входа, я встретил старых приятелей, которые были из самых разных кругов и родов литературы: Сергей Георгиев – детский писатель и сценарист, Юлия Марчук – учитель литературы в школе, Владислав Отрошенко – прозаик и эссеист, Сергей Федякин – преподаватель Литинститута, Павел Фо
Встреча в "Пампасах"
14 Декабрь 2014 г. в 18:09
Андрей Васянин («Российская газета-неделя») побеседовал со мной о журнале «Электронные пампасы», который вот уже 15 лет мы выпускаем в сети. Позже публикация появилась в РГ в сокращённом виде http://rg.ru/2014/12/11/deti.html. Здесь я, с позволения Андрея, представляю полный вариант.
Почему вы начали дело в Интернете, было ли желание издавать журнал на бумаге?
Наш журнал «Пампасы» http://epampa.narod.ru/index.html как раз и выходил вначале на бумаге, в издательском доме «Весёлые картинки» с 1998 по 2001 год. С 2000 год
С воодушевлением любви (о творчестве Александра Москвитина)
17 Декабрь 2014 г. в 15:37
Художникприходит в мир, который уже полон образов. Но образы эти имеют разный статус,разное качество и не одинаковую ценность. Часть из них можно отнести к числу"первозданных" - это те, которые были сотворены до человека. Однакосами визуальные образы не могут жить без людей: дело в том, что границы образаопределяет сам человек ("образ" родственно слову "обрез" -выделяя из мира часть, мы творим её образ в своей душе). Иное дело, чтоцельность всего мира может быт
Живописная ностальгия (Александр Бровин)
9 Декабрь 2014 г. в 15:36
Александр Бровин настолько свободно владеет техникой живописи, что может не только легко создавать традиционные для изобразительного искусства образы - и изобретать новые, доселе невиданные.
Художник поступает как авангардный модельер, своеобразный модный кутюрье - но одевает он в свои одежды не столько людей, сколько дома, машины и целые города. Весь мир одевает и переодевает художник - здания, замки, башни оказываются у Бровина ряжеными: они преображаются неузнаваемо.