Изданное 

rasskazy o dale 1

Горстка бобов 

lomon11

zaraz

pmozgb150

dsadA-KakpM150

Smeyatsa i svistet cover150

sis  

malskaz150

lifehouse150

plyvi200 

push100

sokr140 

zol pt100  

rybak 300

lom 100

nach

nukl100

 

 

РЕБЁНОК КАК ЗАКОН

Подобно тому, как ядерный распад приводит к катастрофическим последствиям, так и распад семьи ведет к ряду невосполнимых потерь. Обычно из близкого окружения ребёнка вылетает отец - и становится далёким, «воскресным». Обломки атома-семьи действует на ближайшее окружение, и энергия действия бывает так велика, что отдельные частицы могут вовсе вылетать из общества-вещества, человек-отец или человек-мать потеряется или погибнет...
Возможно, что и не в каждом случае распад семьи ведет катастрофическим последствиям: семья сама должна быть защитной оболочкой для личности, индивидуума, и если она не удовлетворяет этому требованию, в результате распада семьи человек может избавиться от насилия гораздо более опасного, чем все меры, которые может применить по отношению к нему общество или коллектив.
Структура личности частично отражает структуру общества: подобно тому, как зеркальные шары и многогранники на ёлке несут на себе отражение всей ёлки в целом, в личности человека сохраняются следы всех тех влияний и взаимодействий, которыми одаривает его общество. Самые глубокие и прочные следы - от близких людей. Это уже не блики, скользящие по поверхности – общение с родными с родными формирует самого человека. Хрупкий душевный мир нуждается в защите.
Естественно, что защита идёт от близких. Перефразируя Честертона, можно сказать, что семья - это заговор против всего мира. Семья и дружба менее всего поддаются регламентации и влиянию государства. Ключевая фигура в семье – ребенок. Но в каждом добром взрослом живёт ребенок - и самые близкие отношения возникают в игре, когда взрослые ведут себя как дети.
Как только возникает ребенок, возникает и закон - как ограничение. Сами по себе взрослые могут играть в любые игры «на равных» и нередко трудно разобраться, чего же хочет человек, где кончается игра и начинается насилие разных оттенков – от садизма да мазохизма.
Ребёнок вносит в игры правила - его силы ограничены, сознание формируется, и с ним нельзя делать то, что могут позволить себе взрослые между собой. Дети изначально безгрешны - и по этой причине нередко выступают в качестве конечного аргумента в спорах. «Устами младенца глаголет истина» - то есть сама жизнь требует приоритета прав ребенка.
В этом смысле роль ребенка трудно недооценить: он является основанием нравственного закона. Когда Энгельс писал работу о происхождении семьи, он пустил главное - роль ребёнка. Женщины и мужчины обильно фигурировали в этом труде: как известный феминист, Энгельс не мог не делать и реверансов свободам женщин, но как истовый материалист, он относился к детям как в домашней скотинке, в целом пассивной. Но ребёнок - активный строитель семьи, главный генератор живой любви, хранитель генетических и духовных богатств отца и матери, которые подкрепляются со временем и богатствами материальными - благодаря праву наследования.
ХХ век привёл к реабилитации ребенка как личности: современное искусство повернулась лицом к детскому творчеству, гуманитарная наука изучает детскую психологию. Она видит в способности ребенка открываться миру фундаментальное основание человеческого общения.
Живая и явленная в ребенке норма счастья (будем как дети) - следствие инстинкта познания и инстинкта творчества. Позиция искренности есть основание человеческого духа, и эти благородные инстинкты сделали возможным развитие науки и искусства.
Семейный очаг в детстве хранит, питает и оберегает ребёнка. В этом очаге переплетаются два огня: отцовство и материнство. Отцовство как более зрелый, духовный план воспитания, часто просыпается позже, чем материнство, но медленно и неуклонно оно набирает силу в душе человека. Отцовство как ответственность закаляет, формирует душу самого отца не меньшей степени, чем ребенка.
Во взаимном общении исходит взаимное воспитание - но активную силу несёт ребенок, он является ведущим - его вырастание и расширение его мира ставит перед взрослыми все более сложные задачи. Расширяющийся мир включает отношение к тем таинствам, которые порой в самых превращенных формах стыдливо или разнузданно, открыто или застенчиво преподносится в разных изданиях и передачах «широкому» и «узкому» зрителю и читателю.
Отношение к этим таинством может быть самое разное - но само ощущение того, что существует таинство, что есть области, в которых не дозволено быть нетактичным и неделикатным – необходимо. Это щадящее психику ребёнка ощущение, которое покрывает его душу благотворными защитными оболочками и предохраняет её от распада. Может рухнуть во взрослой жизни человека всё кругом – но останется в нём тот ребенок, который любит отца и мать настолько, что не позволяет себе всуе упоминать их имена. И таинство своего рождения принимать именно как тайну, которой покровительствовал Тот, Кто благословил его.
Юрий Нечипоренко, новая редакция - первая публикация в журнале «Атлантида», №1, с. 40. Москва, 1994.

Критика

Язык страсти

Язык страсти (из сборника "Сокровищница (рассказы о хранителях русского языка)")
Зое
У Оки рассыпчатый песок. Здесь гулял Иван Алексеевич Бунин… Вместе с Ликой, героиней своего романа «Жизнь Арсеньева», с которой он познакомился в Орле. Вернее, с той прекрасной дамой своей юности, которую звали Варварой Пащенко, с которой он пережил самую страшную, самую глубокую страсть свою, и которую потом он описал под именем Лики. Варвара – что-то есть в этом имени дикое, словно варварское...Такая же была и любовь бунинская – страшная, захватывающа

Ребенок как закон

РЕБЁНОК КАК ЗАКОН Подобно тому, как ядерный распад приводит к катастрофическим последствиям, так и распад семьи ведет к ряду невосполнимых потерь. Обычно из близкого окружения ребёнка вылетает отец - и становится далёким, «воскресным». Обломки атома-семьи действует на ближайшее окружение, и энергия действия бывает так велика, что отдельные частицы могут вовсе вылетать из общества-вещества, человек-отец или человек-мать потеряется или погибнет...
Возможно, что и не в каждом случае распад семьи ведет катастрофическим последствиям: семья

МХАТ без мата

  МХАТ без мата
9 Февраль 2015 г. в 19:33
В Москве в театре МХАТ им. А.П. Чехова состоялся торжественный вечер, посвящённый официальному открытию Года литературы в России. Сразу оговорюсь, что мои заметки о вечере будут пристрастными, так как здесь, ещё в толкучке у входа, я встретил старых приятелей, которые были из самых разных кругов и родов литературы: Сергей Георгиев – детский писатель и сценарист, Юлия Марчук – учитель литературы в школе, Владислав Отрошенко – прозаик и эссеист, Сергей Федякин – преподаватель Литинститута, Павел Фо

Встреча в "Пампасах"

Встреча в "Пампасах"   14 Декабрь 2014 г. в 18:09

Андрей Васянин («Российская газета-неделя») побеседовал со мной о журнале «Электронные пампасы», который вот уже 15 лет мы выпускаем в сети. Позже публикация появилась в РГ в сокращённом виде http://rg.ru/2014/12/11/deti.html. Здесь я, с позволения Андрея, представляю полный вариант.

Почему вы начали дело в Интернете, было ли желание издавать журнал на бумаге?

Наш журнал «Пампасы» http://epampa.narod.ru/index.html как раз и выходил вначале на бумаге, в издательском доме «Весёлые картинки» с 1998 по 2001 год. С 2000 год

С воодушевлением любви

С воодушевлением любви (о творчестве Александра Москвитина)
17 Декабрь 2014 г. в 15:37
Художникприходит в мир, который уже полон образов. Но образы эти имеют разный статус,разное качество и не одинаковую ценность. Часть из них можно отнести к числу"первозданных" - это те, которые были сотворены до человека. Однакосами визуальные образы не могут жить без людей: дело в том, что границы образаопределяет сам человек ("образ" родственно слову "обрез" -выделяя из мира часть, мы творим её образ в своей душе). Иное дело, чтоцельность всего мира может быт

Живописная ностальгия

Живописная ностальгия (Александр Бровин)
9 Декабрь 2014 г. в 15:36
Александр Бровин настолько свободно владеет техникой живописи, что может не только легко создавать традиционные для изобразительного искусства образы - и изобретать новые, доселе невиданные.
Художник поступает как авангардный модельер, своеобразный модный кутюрье - но одевает он в свои одежды не столько людей, сколько дома, машины и целые города. Весь мир одевает и переодевает художник - здания, замки, башни оказываются у Бровина ряжеными: они преображаются неузнаваемо.

----- НОВОСТИ -----

Вышла книжка о Владимире Дале

В Издательстве "Детская литература" в серии "Детям о великих людях России" вышла книга Юрия Нечипоренко "Расск

Выступление на выставке "Россия" на ВДНХ с лекцией о Ломоносове

16 января, во вторник, Юрий Нечипоренко выступает на выставке "Россия" с лекцией "Ломоносов - наш современник". Ф

СКАЗКИ АРФЫ И РОЯЛЯ 2 и 3 января 2024

2 и 3 января в 15.00 Библиотеке-читальне им. Тургенева https://turgenev.ru/ состоится новогоднее представление СКАЗКИ АР

Театральная студия в Риге сняла ролики по одиннадцати "Маленьким сказкам"

Студия Stadia поместила в сети ролики по "Маленьким сказкам"с трогательным предисловием https://www.youtube.com/playlist?list=PLac

В РГДБ состоялась встреча с писателем Юрием Нечипоренко

В рамках празднования юбилея издательства "Детская литература" в РГДБ 9 декабря в 14.00 прошла встреча с писател

Встреча Общества друзей Газданова в ЦДЛ

В воскресенье 3 декабря в 16.00 в Малом зале Центрального Дома Литераторов (ул. Б.Никитская, д. 53)
состоится веч

Издательству "Детская литература - 90 лет!

Юрий Нечипоренко принял участие в большой пресс-конференции, посвященной 90 летию издательству "Детская лите

Презентация сборника "Классики детской литературы", изданного в Китае, прошла рамках программы международной книжной ярмарки в Москве

Презентация сборника "Классики детской литературы из стран вдоль "Одного пояса, одного пути" прошла на площад

Разговор о книге "Горстка бобов" с Вячеславом Коноваловым на "Радио России"

23 августа в 11.11 вечером на Радио России в передаче "Культбригада" прошёл разговор о книжке Юрия Нечипоренко

Вышло большое интервью - рассказ об участии в Пекинской международной книжной ярмарке

Известный критик Елена Сафронова побеседовала с Юрием Нечипоренко - и на сайте "Ревизор" вышло большое интерв

Выступление на ЛетЛит Фестивале в парке Музейон 5 августа

Милости просим 5 августа в субботу в парк Музейон на Крымском валу на ЛетЛитФестиваль!  На «Детской Поляне»

Юрий Нечипоренко вошёл в короткий список номинантов Национальной премии в области детской и подростковой литературы сезона 2023 года

Российская государственная детская библиотека и Ассоциация «Растим читателя», выполняя функции Дирекции На

Ярмарка в Пекине

Юрий Нечипоренко с Павлом Басинским и Алексеем Варламовым представляет Россию на книжной ярмарке в Пек

Фестиваль на Красной Площади - 6 июня

Милости просим на Фестиваль на Красной Площади ПРЕЗЕНТАЦИЯ Как жили и что сделали люди, которые оставили

В библиотеке иностранной литературы на фестивале 27 мая лекция Юрия Нечипоренко "Коды русской культуры"

Лекция пройдет с 13.15 до 14.15 в пространстве "Книжный клуб"  Адрес библиотеки: Москва, ул. Николоямская, д. 1 К

Вышла статья по математике

На сайте Preprints выложена версия статьи - Юрий Монич и Юрий Нечипоренко предложили новвый метод анализа корреля

Отклики на китайско-русский сборник

В "Российской газете" и "Независимой газете" вышли статьи - отклики на презентацию китайско-русского сборника

Съезд биофизиков в Краснодаре

17 - 23 апреля в Краснодаре проходит съезд биофизиков России.  Соавторами представлены три доклада - о гемогл

Турнир сочинителей в Библиоглобусе

Клуб семейного чтения и детской книги
15 апреля , 15:00
Библиоглобус (Мясницкая ул., 6/3с1)
13 зал, 2 уровень

Классики детской литературы из стран вдоль "Одного пояса, одного пути" (Шелкового пути)

11 апреля в 19.00 в Ассоциации писателей и издателей России (АСПИР, дом Ростовых, Поварская 52) будет представлена