Изданное

 

lt150

 

lifehouse150

 

push100

 

 

 

 

nach

rybak 300

 

lom 100

 

sis

zol pt100

 

 plyvi200

 

 

nukl100

 

 

С воодушевлением любви (о творчестве Александра Москвитина)


17 Декабрь 2014 г. в 15:37


Художникприходит в мир, который уже полон образов. Но образы эти имеют разный статус,разное качество и не одинаковую ценность. Часть из них можно отнести к числу"первозданных" - это те, которые были сотворены до человека. Однакосами визуальные образы не могут жить без людей: дело в том, что границы образаопределяет сам человек ("образ" родственно слову "обрез" -выделяя из мира часть, мы творим её образ в своей душе). Иное дело, чтоцельность всего мира может быть запечатлена в его части - так на обломкеголограммы содержится информация обо всей картине.
Образовстановится всё больше – мы живем в мире, где творил Петрокл, Леонардо, Вермеер и Матисс, - художественная вселенная всёрасширяется: и для кого-то число образов уже избыточно, их слишком много - ипоявляется искушение вовсе отказаться от них... Создание полноценного образа –сложнейший труд, настолько серьёзный, что художники ХХ-XXI веков сплошь и рядом стали отлынивать отнего и под разными предлогами увиливать от тягот собственно изобразительногоискусства. Художники теряют внимание к миру, внимание же – это принятиевнешнего мира во "внутреннее имение", что обусловлено пристальнымвсматриванием в образ: прежде чем создать образ, надо увидеть его через призмутворческого осознания. Мироощущение, основанием которого является внимание, вомногом утрачено нашими современниками и перестало цениться сообществом"современного искусства".

Моднымисреди "сообщников" стали концепции и замыслы, литературность и стилизации, навязывающие зрителюсвои представления. Впору защищать натуру от художников, потерявшихспособность любить и благоговеть и взявших за манеру измываться,экспериментировать над образами, ставить бесконечные опыты - подобносредневековым инквизиторам такие художники относятся к образам как к объектамдля пыток. Эти художники заражены сплошь и рядомпозитивизмом и заняты пропагандой этого мировоззрения, сами того подчасне ведая.
Заметим,что русское слово "мироощущение" неимеет прямого перевода, скажем, на английский язык: законодатели художественныхмод из Нью-Йорка не имеют даже представления о возможном равновесии междумироощущением и мировоззрением, междувосприятием изначальной образности мира и выражением оного.
Мироощущениеявляется первичным человеческим даром: младенец не умеет говорить, но ужеслышит, не умеет рисовать - но видит. Ощущение полноты бытия, насыщенности иинтенсивности переживания каждого мига жизни, дарует высшее состояние души,которое чувствует художник. Он способен выразить и сообщить зрителю этоощущение, которое можно назвать "любованием": оно сродни молитвенномуэкстазу. Зритель осознает, что мир изначально чист и создан как Рай длячеловека.
То, о чёммы говорим - это подоплёка, исток творчества: зачем творить, если не любишь?Художник может передавать зрителю и свое смятение, и боль - но все страстныесостояния души разворачиваются на фоне безусловного изначального"пакта" о мире и любви, который заключает художник с Богом. Несоперничество с Тем, кто в качестве первого художника сотворил сам свет, асотрудничество, синергия: труд по образу и подобию...
Этапреамбула понадобилась нам, чтобы войти в мир Александра Москвитина, редкого понынешним временам художника, картины которого передают первозданное ощущениеполноты бытия. Этим ощущением художник щедро делится со зрителем: оно избыточнонастолько, что в нем каждый может обнаружить "свою" составляющую.Поклонник концептуализма найдет у
Москвитина целый замыселустроения художественной вселенной: действительно, в ряде работ он используетобратную перспективу так, чтобы усилить стереоскопию взгляда самого зрителя.Пространство, выстроенное художником за холстом, не является ни плоским,экранным, ни тем, которое мы видим при взгляде в окно, - оно вовсе не являетсяпассивным, экспонированным вовне инертным образом.
ПространствоМосквитина активно, оно напряжено так, что воздействует на зрителя: передкартиной образуется зрительное поле, как продолжение того пространства, котороезадает холст. Картина сообщает зрителю определенное состояние, преображает егопсихическую энергию. Об обратной перспективе в иконах писал Павел Флоренский -но кто из современных художников способен овладеть приемами древнихиконописцев? Москвитин использует концепты, которые лежат в основаниитворчества мастеров иконописи. Художник создает не только рисованное полотно,он творит мир "двойной" по ту - и по эту сторону картины.
Споявлением фото, кино и телевидения мир картинок как окошек и глазков,"одноглазый" обскурантистский мир волшебных фонарей, ящиков и объективовстановится всё менее художественным по сути своей: пространство ящика легкоисчерпать, так как оно замкнуто, принципиально ограничено - возникаетчудовищная простота показа фокусов в ящике - та простота, которая хужеворовства.
Мы неможем сегодня оценить размеры пространства, которое у нас украдено телевидениеми компьютером. Глазеющим в экран второй глаз не нужен. Не нужно и пространстводля восприятия - человек довольствуется плоскостью. Примитивизация человека -вырождение того существа, которое было создано "по образу и подобию"- вот знак времени, та цена расчеловечивания, которую мы платим за техническийПрогресс. Именно против этого расчеловечивания и выступает художник - егополотна можно рассматривать как манифесты "двуглазовости", иМосквитин прекрасно это осознает. Он радикален в постановке собственнохудожественных задач, - его картины несут знаки принципиальной новизны, чтосвидетельствуют о масштабе дарования.
Чтособственно художник имеет нам сообщить? Рыбы, изображённые им, словно рождаютсяиз вихреобразной красочной субстанции, они есть продолжение волн, в которыхкружатся икринки и пузырьки - здесь есть своеобразная натурфилософия, философияприроды и жизни как феномена красоты, предельного феномена... Жизнь рождаетсяиз красоты - не из пыли и грязи (как думали учёные мужи Средневековья) а изсвета, воды и воздуха, из тех субстанций, которые чище и совершеннее всего.
Драгоценная"субстанции любви" разлита в палитре художника, даёт знать о себе вэнергичных мазках, переливается перламутром на боках рыб на картине "Нанерест", играет на шкуре "Единорога". Полотнами Москвитина можнолюбоваться ещё и потому, что они пронизаны тем светом, в котором угадываетсяотблеск изначальной любви, с которой начался мир.
Живописныйсубстрат, подоплёка живописи Москвитина энергийна и светозарна. Характерно вэтом отношении полотно "Подсолнухи" - само обращение к этим чудеснымрастениям, следующим за светом солнца, символично. Однако если вглядеться вкартину, вы не найдете ни одного похожего цветка - каждый из них ищет, находити теряет солнце по-своему, они по-разному ориентированы и представляют собойлюбопытное цветущее единство в многообразии. Заметим,что растения эти - весьма жёсткие по своей природе, их задача - выстоятьв борьбе с ветром.
Всем сошкольной скамьи набило оскомину чтение картин русских реалистов, как книг пообязательной программе. Однако у Москвитина литературность лишь намечена, пафоскартины вовсе не в диалоге с реалистической традицией - современный художникищет традицию глубже, вне того круга условностей, который был характерен длярусской живописи Х1Х века. Природа в полотнах Москвитина выходит на первый планкак самовластная стихия, обладающая собственной магией. Люди же представляютсякак существа странные и удивительные - художник всматривается в лица обитателейСибири (где он, кстати, и родился) как в маски древних кумиров, которые хранятсвои, подчас неведомые им самим, тайны.
Однако вполной мере талант художника раскрывается тогда, когда он обращается к явлениямгеологического масштаба: горы и водопады, леса и поля передаются им сэнтузиазмом первооткрывателя. Зритель воспринимает экстаз художника, чувствуетего неподдельный восторг - и заражается этим ощущением, с которым сама стихия,кажется, слагает гимны себе в виде образов Москвитина. Картины художникаисполнены чистого пафоса и торжества, они подобны стихам ХVШ века - вспомним начало Державинского"Водопада":
Алмазнасыплется гора
Свысот четыремя скалами,
Жемчугубездна и сребра
Кипитвнизу, бьёт вверх буграми;
Отбрызгов синий холм стоит,
Далечерев в лесу гремит.
Любопытно,что когда художник обращается к цивилизации города, он видит и в индустриальныхпостройках превращения первозданного хаоса: так дымы из труб над городомкажутся чадом изо рта гигантского дракона... В целом же творчество Москвитинапредставляется нам обращением к первообразам, обращением столь последовательными радикальным, что художник видит в реальности пласт глубокой архаики.
Москвитинсам творит образы по подобию Первотворца – с энтузиазмом и воодушевлениемлюбви.

 

moskvitin

 

Критика

Ребенок как закон

РЕБЁНОК КАК ЗАКОН Подобно тому, как ядерный распад приводит к катастрофическим последствиям, так и распад семьи ведет к ряду невосполнимых потерь. Обычно из близкого окружения ребёнка вылетает отец - и становится далёким, «воскресным». Обломки атома-семьи действует на ближайшее окружение, и энергия действия бывает так велика, что отдельные частицы могут вовсе вылетать из общества-вещества, человек-отец или человек-мать потеряется или погибнет...
Возможно, что и не в каждом случае распад семьи ведет катастрофическим последствиям: семья

МХАТ без мата

  МХАТ без мата
9 Февраль 2015 г. в 19:33
В Москве в театре МХАТ им. А.П. Чехова состоялся торжественный вечер, посвящённый официальному открытию Года литературы в России. Сразу оговорюсь, что мои заметки о вечере будут пристрастными, так как здесь, ещё в толкучке у входа, я встретил старых приятелей, которые были из самых разных кругов и родов литературы: Сергей Георгиев – детский писатель и сценарист, Юлия Марчук – учитель литературы в школе, Владислав Отрошенко – прозаик и эссеист, Сергей Федякин – преподаватель Литинститута, Павел Фо

Встреча в "Пампасах"

Встреча в "Пампасах"   14 Декабрь 2014 г. в 18:09

Андрей Васянин («Российская газета-неделя») побеседовал со мной о журнале «Электронные пампасы», который вот уже 15 лет мы выпускаем в сети. Позже публикация появилась в РГ в сокращённом виде http://rg.ru/2014/12/11/deti.html. Здесь я, с позволения Андрея, представляю полный вариант.

Почему вы начали дело в Интернете, было ли желание издавать журнал на бумаге?

Наш журнал «Пампасы» http://epampa.narod.ru/index.html как раз и выходил вначале на бумаге, в издательском доме «Весёлые картинки» с 1998 по 2001 год. С 2000 год

С воодушевлением любви

С воодушевлением любви (о творчестве Александра Москвитина)
17 Декабрь 2014 г. в 15:37
Художникприходит в мир, который уже полон образов. Но образы эти имеют разный статус,разное качество и не одинаковую ценность. Часть из них можно отнести к числу"первозданных" - это те, которые были сотворены до человека. Однакосами визуальные образы не могут жить без людей: дело в том, что границы образаопределяет сам человек ("образ" родственно слову "обрез" -выделяя из мира часть, мы творим её образ в своей душе). Иное дело, чтоцельность всего мира может быт

Живописная ностальгия

Живописная ностальгия (Александр Бровин)
9 Декабрь 2014 г. в 15:36
Александр Бровин настолько свободно владеет техникой живописи, что может не только легко создавать традиционные для изобразительного искусства образы - и изобретать новые, доселе невиданные.
Художник поступает как авангардный модельер, своеобразный модный кутюрье - но одевает он в свои одежды не столько людей, сколько дома, машины и целые города. Весь мир одевает и переодевает художник - здания, замки, башни оказываются у Бровина ряжеными: они преображаются неузнаваемо.

Жертва Шевченко

Жертва Шевченко
10 Август 2014 г. в 14:50
«Кобзарь» открывается «Причинной». Речь идёт о девушке, которая ожидает возлюбленного и обращается за помощью к ворожее. Та завораживает, заговаривает её так, что девушка повреждается рассудком и становится невменяемой. Для такого случая, когда душевное расстройство обусловлено колдовством, на украинском языке есть специальное слово: «причинной» называется женщина, воля и поведение которой находятся под влиянием посторонней силы (например, под гипнозом). Сам факт наличия в языке такого слова о м

----- НОВОСТИ -----

Сбор средств на издание книги "Ключи от головы (что учёные знают про мозг)"

На платформе "Планета" проходит сбор средств для издания книги, всем, кто оплатит книгу заранее, мы постраемся

Выступления в сети на Неделе детской книги

На Неделе детской книги проходит серия выстуллений - 21го встреча в сети с библиотекарями Хабаровска, 25го март

О выступлениях в "Артеке" рассказали в "Русской жизни"

  На страницах дружелюбного обозрения "Русская жизнь" рассказали о литературной смене в "Артеке", о поездка

Разговор об экспертном совете по детской литературе на радио "Медиметрикс"

Об Эксперном совете по детской литературе на радио "Медиаметрикс" говорим здесь с 19-й минуты - смотрите в запи

Вышла статья о выступлениях в Артеке

Вышла статья Юрия Нечипоренко по следам выступления в Артеке и книжной ярмарки  https://webkamerton.ru/2020/03/literaturnaya-sm

Выступление на онлайн-конференции "Читаем и играем"

26 февраля проходит онлайн-конференция "Читаем и играем", в 17.00 Юрий Нечипоренко и Любовь Дикура будут рассказы

Выступления в Артеке

18-21 февраля в Международом лагере Артек прошли выступления Юрия Нечипоренко и встречи с ребятами лагерей Кип

На интернет-радио "Медиаметрикс" поговорили о книгах и играх, которые развивают подростков

В субботу 15 февраля поговорили о позитивном контенте -  то есть книгах, кино и фильмах, которые позволяют ра

Вечер Юрия Нечипоренко в Малом зале ЦДЛ

Союз писателей Москвы  Клуб прозаиков 10 февраля понедельник 18.30 У нас в гостях писатель Юрий Нечипо

Вышла удивительная рецензия на книгу в Блоге "Перемены"

Андрей Пустогаров, поэт, критик и переводчик, написал удивительную рецензию на книгу "Маленькие сказки". Суди

Мастер-класс по книге "Маленькие сказки" в кафе Экслибрис

12 января в воскресенье в 11.30 в кафе Ex:Libris состоится встреча с писателем Юрием Нечипоренко и художницей Любовь

Музыкальный спектакль и мастер-класс по сказкам Юрия Нечипоренко

Необычное представление книги «Маленькие сказки» Юрия Нечипоренко:
участвуют автор, художница Любовь

Творческий вечер Юрия Нечипоренко в Музее-квартире Алексея Толстого

Милости просим, 18 декабря в среду в 18.00 - вечер в Музее квартире Алексея Толстого. Вечер ведёт директор Музея

Презентация книги "Маленькие сказки" на творческом вечере

18 декабря в среду в 18.00 вечер в Музее квартире Алексея Толстого в рамках творческого вечера Юрия Нечипоренко

Книги и автограф-сессия на ярмарке Нонфикшен 8 декабря, воскресенье, с 17.00

На проходящей в Гостином дворе ярмарке интеллектуальной литературы "Нонфикшен" можно купить четыре книги Юр

По итогам Всероссийского фестиваля детской книги вышла статья в газете "Культура"

Вышла беседа Дарьи Ефремовой с Юрием Нечипоренко по итогам Фестиваля, здесь и его рассказ о работе в рабоч

Презентации книги "Маленькие сказки" в рамках Всероссийского фестиваля детской книги

1 декабря с 13.00 в рамках Всероссийского фестиваля детской книги пройдут мастер-класс от художницы Любы Пудеев

Выставка "Друзья из книг" на Всероссийском фестивале детской книги

29 ноября открывается VI Всероссийский фествиаль детской книги, который проходит три дня в РГДБ (см. программу

Сюжеты пресс-конференции по Фестивалю в РИА Новости и по каналу "Культура"

28 ноября в РИА "Россия сегодня" прошла пресс-конфреенция, посвященная Всероссийскому фествиалю детской книги

Отклик на книгу "Маленькие сказки" на сайте "Год Литературы"

Александр Чанцев опубликовал замечательный отклик на книгу "Маленькие сказки" Юрия Нечипоренко:  "Необычн