МХАТ без мата
9 Февраль 2015 г. в 19:33
В Москве в театре МХАТ им. А.П. Чехова состоялся торжественный вечер, посвящённый официальному открытию Года литературы в России. Сразу оговорюсь, что мои заметки о вечере будут пристрастными, так как здесь, ещё в толкучке у входа, я встретил старых приятелей, которые были из самых разных кругов и родов литературы: Сергей Георгиев – детский писатель и сценарист, Юлия Марчук – учитель литературы в школе, Владислав Отрошенко – прозаик и эссеист, Сергей Федякин – преподаватель Литинститута, Павел Фокин – литературовед и директор Музея-квартиры Достоевского. Уже по одному этому набору коллег-приятелей я понял, что сам вечер был организован, как Фестиваль детской книги, который делал я сам: как в своеобразный литературный ковчег, собирали сюда «всякой твари по паре»– и мне стало приятно. Число знакомых и друзей, знаменитостей и деятелей культуры всё увеличивалось по мере приближения начала вечера. Вот мелькнул Председатель Думы Сергей Нарышкин, с которым мы говорили о детской литературе в его Ореховой гостиной, вот в свете юпитеров оказался Захар Прилепин с супругой, здесь же Павел Крючков из «Нового мира», Сергей Шаргунов из «Свободной прессы», Светлана Василенко, Павел Басинский, Инна Андреева… Все довольные, счастливые: праздник! Рассаживаемся по полученным на входе билетам: рядом Андрей Битов, с которым мы открывали памятник на могиле Газданова в Париже, Юрий Кублановский, с которым публиковались как-то на одной странице «ЛГ». Вечер начался с опозданием на полчаса, но нам было не скучно: моей соседкой оказалась Зоя Богуславская, которая рассказывала о Фонде имени Вознесенского. Наконец, с опозданием на полчаса вечер начался. Комментировать особо речь Президента РФ я не хочу, все могут её найти в интернете. Была там шутка относительно мата в литературе: мол, классики как-то обходились без мата… В общем, мне, как детскому писателю, тоже дико видеть мат в тексте, но этом моё мнение, и навязывать его никому не хочу.
Артисты театра, начиная со Станислава Любшина, так здорово читали стихи и фрагменты из сочинений Блока, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого, Достоевского, Чехова, Гумилёва, Цветаевой, Ахматовой, Солженицына, Бродского, что слёзы наворачивались на глаза… Особо же мне понравились духовные песнопения «Рай душе» в исполнении студентов Школы-студии МХАТа.
Когда ближе к концу вечера зазвучали стихи Тимура Кибирова и Дмитрия Пригова, я приосанился: ведь с этими милыми людьми как-то выступал и я… Чем чёрт не шутит, может какой и мой рассказ прочитают, или какую строчку из статьи? Но до моих рассказов дело не дошло – да я и не очень расстроился: всё было и так здорово. Мы уходили с вечера, обмениваясь впечатлениями с приятелями. Вот Михаилу Визелю не всё понравилось – думаю, потому, что он на галёрке сидел. А мне из второго ряда партера было так приятно видеть любимых актёров, которые читали любимые стихи, что могу сказать одно: вечер удался.
Мир современной русской литературы огромен, и не ограничивается только писателями и поэтами: критики, переводчики, журналисты, преподаватели, чтецы, организаторы литературных премий, координаторы процесса – все так или иначе сопричастны этому миру. Может быть, кто-то оказался «за бортом» вечера несправедливо: но присутствие в зале Андрея Битова, Захара Прилепина и Никиты Михалкова уже о многом говорит – по сути, здесь встретились разные подходы к литературе – и в этом различии – наша сила. Всех нас объединяет любовь к русской классике, и после вечера мы расходились с ощущением гордости за свою великую литературу, за свою страну. И в этом смысле вечер удался: символическое начало Года Литературы положено.
Опубликовано в "Литературной России" 6.02.2015 http://www.litrossia.ru/2015/04/09344.html
Критика
Язык страсти (из сборника "Сокровищница (рассказы о хранителях русского языка)")
Зое
У Оки рассыпчатый песок. Здесь гулял Иван Алексеевич Бунин… Вместе с Ликой, героиней своего романа «Жизнь Арсеньева», с которой он познакомился в Орле. Вернее, с той прекрасной дамой своей юности, которую звали Варварой Пащенко, с которой он пережил самую страшную, самую глубокую страсть свою, и которую потом он описал под именем Лики. Варвара – что-то есть в этом имени дикое, словно варварское...Такая же была и любовь бунинская – страшная, захватывающа
РЕБЁНОК КАК ЗАКОН
Подобно тому, как ядерный распад приводит к катастрофическим последствиям, так и распад семьи ведет к ряду невосполнимых потерь. Обычно из близкого окружения ребёнка вылетает отец - и становится далёким, «воскресным». Обломки атома-семьи действует на ближайшее окружение, и энергия действия бывает так велика, что отдельные частицы могут вовсе вылетать из общества-вещества, человек-отец или человек-мать потеряется или погибнет...
Возможно, что и не в каждом случае распад семьи ведет катастрофическим последствиям: семья
МХАТ без мата
9 Февраль 2015 г. в 19:33
В Москве в театре МХАТ им. А.П. Чехова состоялся торжественный вечер, посвящённый официальному открытию Года литературы в России. Сразу оговорюсь, что мои заметки о вечере будут пристрастными, так как здесь, ещё в толкучке у входа, я встретил старых приятелей, которые были из самых разных кругов и родов литературы: Сергей Георгиев – детский писатель и сценарист, Юлия Марчук – учитель литературы в школе, Владислав Отрошенко – прозаик и эссеист, Сергей Федякин – преподаватель Литинститута, Павел Фо
Встреча в "Пампасах"
14 Декабрь 2014 г. в 18:09
Андрей Васянин («Российская газета-неделя») побеседовал со мной о журнале «Электронные пампасы», который вот уже 15 лет мы выпускаем в сети. Позже публикация появилась в РГ в сокращённом виде http://rg.ru/2014/12/11/deti.html. Здесь я, с позволения Андрея, представляю полный вариант.
Почему вы начали дело в Интернете, было ли желание издавать журнал на бумаге?
Наш журнал «Пампасы» http://epampa.narod.ru/index.html как раз и выходил вначале на бумаге, в издательском доме «Весёлые картинки» с 1998 по 2001 год. С 2000 год
С воодушевлением любви (о творчестве Александра Москвитина)
17 Декабрь 2014 г. в 15:37
Художникприходит в мир, который уже полон образов. Но образы эти имеют разный статус,разное качество и не одинаковую ценность. Часть из них можно отнести к числу"первозданных" - это те, которые были сотворены до человека. Однакосами визуальные образы не могут жить без людей: дело в том, что границы образаопределяет сам человек ("образ" родственно слову "обрез" -выделяя из мира часть, мы творим её образ в своей душе). Иное дело, чтоцельность всего мира может быт
Живописная ностальгия (Александр Бровин)
9 Декабрь 2014 г. в 15:36
Александр Бровин настолько свободно владеет техникой живописи, что может не только легко создавать традиционные для изобразительного искусства образы - и изобретать новые, доселе невиданные.
Художник поступает как авангардный модельер, своеобразный модный кутюрье - но одевает он в свои одежды не столько людей, сколько дома, машины и целые города. Весь мир одевает и переодевает художник - здания, замки, башни оказываются у Бровина ряжеными: они преображаются неузнаваемо.