ПУШКИН
Книга о жизни и творчестве поэта из серии «Кто это?» издательства «Октопус»
Семь лет труда, чтение сочинений и воспоминаний – и как результат: после книг о Гоголе («Ярмарочный мальчик», 2008) и Ломоносове («Помощник царям», 2011) книга о Пушкине. Это уже вторая книга автора о великом поэте, первую он презентовал в прошлом году на Фестивале на Красной площади, и там речь шла о молодых годах поэта – до 27 лет, до 1826 года, когда закончилось его ссылка… Первая книга была написана для возраста 12+ (есть надежда, что она скоро выйдет в издательстве «Август» или «Детское время»).
Перед автором серии «Кто это?» была поставлена сложная задача: рассказать «Для тех, кому за 10» обо всей жизни поэта. Внимание к тем «узловым» событиям судьбы, которые определили развитие личности поэта – самое важное в книге. Ведь и сами сочинения Пушкина, по словам Андрея Битова, есть воплощенное развитие, соприкасаясь с которым приобретает возможность развития читатель. Александр Островский сказал об этом же другими словами: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть». В чём же секрет этого человека, которого называют «национальным гением»?
Первое дошедшее до нас стихотворение поэт написал на французском языке, и это была эпиграмма на самого себя! Пушкин обладал способностью стереоскопического взгляда – он мог смотреть на себя как бы со стороны и даже смеялся над собой.. Огромное значение в развитии дарования поэта сыграли родители, и здесь можно вспомнить, что отец привёз Василия Жуковского к юному Александру Пушкину в лицей, и эта дружба определила почти всю судьбу юного поэта. Пушкин был младенцем, когда отправился с родными в первое путешествия к деду в Михайловское – не потому ли он стал великим путешественником?
Пушкин был великим артистом – он постоянно устраивал выходки, как сейчас говорят «перформансы», то есть представления: он одевался модно и экстравагантно, порой даже в крестьянскую рубаху (дело было на ярмарке в Святогорском монастыре). Эти выходки рождали шум: как говорил сам поэт: «без шума никто не выходил из толпы». Шум славы и приводил к популярности Пушкина в юные годы, когда его стихи переписывали в тетрадках офицеры и уездные барышни… Но он же сыграл с ним дурную роль позже, когда поэта обвиняли в неблагонадежности. Оказывается, это было одной из причин сомнений семьи Гончаровых, когда поэта в ответ на предложение руки и сердца долго водили за нос. Будущая тёща даже потребовала доказательств, что за поэтом нет негласного надзора. Надзор такой был, но граф Бенкендорф дал поэту расписку, что надзора нет…
http://www.octo.ru/ http://yuniko.ru/
Развитие таланта, которое видно в сочинениях, парадоксально и послужило одной из причин гибели поэта: публика «не догоняла» - не понимала уже и «Бориса Годунова», и «Историю Пугачева», книги плохо продавались, финансовое положение семьи поэта ухудшалось, и на этом фоне личные переживания приобретали зловещий оттенок. Поэт хотел уехать из Петербурга – но ему отсоветовал Жуковский - и здесь свою трагическую роль сыграли личные отношения с царём. Пушкин очень внимательно читал Ломоносова и сочувственно писал о нем ещё и потому, что первому поэту России тоже непросто было общаться с первыми лицами власти – но он смог не потерять своего лица, что служило для Пушкина примером достойного поведения.
Когда Гоголь в Париже узнал о смерти Пушкина, он сказал, что никакой вести хуже нельзя было получить из России…
Книги издательства «Октопус» призваны ответить на вопрос: «Кто он?»
Так кто же он, Пушкин?
Как вы ответите на этот вопрос?
Издательство и автор книги отвечают так:
Пушкин - величайший русский поэт и яркая, гениальная личность.
Но что мы понимаем под сочетанием слов #гениальнаяличность?
Пушкин нам дал пример реализации этих слов…
Об этом мы и поговорим на презентации.
До Пушкина поэты сочиняли, как правило, для избранных, для знати; писали в основном оды — торжественные стихотворения, посвящённые какому-то событию, или элегии — грустные стихи. Пушкин писал для всех и обо всём. О жизни — честно и смело. Его стихи читали почти все грамотные люди России. Он стал основоположником русского литературного языка, на котором мы сейчас читаем и пишем. Во времена Пушкина в знатных семьях было принято говорить на французском языке; по-русски говорили крестьяне, но они в большей части своей не умели читать. Пушкин ввёл в поэзию и прозу образные выражения из народной речи. И главное: он показал, что русская литература учит человека думать, ставить вопросы и пытаться ответить на них. Она несёт нравственную силу: сам Пушкин любил пословицу «Береги честь смолоду» и взял её в виде эпиграфа к «Капитанской дочке». Литература объединяет русских людей, ведёт за собой в будущее. Недаром поэт и критик Аполлон Григорьев в 1859 году написал: «А Пушкин — наше всё». И до сих пор мы повторяем эту фразу.
http://www.octo.ru/ http://yuniko.ru/
Критика
Язык страсти (из сборника "Сокровищница (рассказы о хранителях русского языка)")
Зое
У Оки рассыпчатый песок. Здесь гулял Иван Алексеевич Бунин… Вместе с Ликой, героиней своего романа «Жизнь Арсеньева», с которой он познакомился в Орле. Вернее, с той прекрасной дамой своей юности, которую звали Варварой Пащенко, с которой он пережил самую страшную, самую глубокую страсть свою, и которую потом он описал под именем Лики. Варвара – что-то есть в этом имени дикое, словно варварское...Такая же была и любовь бунинская – страшная, захватывающа
РЕБЁНОК КАК ЗАКОН
Подобно тому, как ядерный распад приводит к катастрофическим последствиям, так и распад семьи ведет к ряду невосполнимых потерь. Обычно из близкого окружения ребёнка вылетает отец - и становится далёким, «воскресным». Обломки атома-семьи действует на ближайшее окружение, и энергия действия бывает так велика, что отдельные частицы могут вовсе вылетать из общества-вещества, человек-отец или человек-мать потеряется или погибнет...
Возможно, что и не в каждом случае распад семьи ведет катастрофическим последствиям: семья
МХАТ без мата
9 Февраль 2015 г. в 19:33
В Москве в театре МХАТ им. А.П. Чехова состоялся торжественный вечер, посвящённый официальному открытию Года литературы в России. Сразу оговорюсь, что мои заметки о вечере будут пристрастными, так как здесь, ещё в толкучке у входа, я встретил старых приятелей, которые были из самых разных кругов и родов литературы: Сергей Георгиев – детский писатель и сценарист, Юлия Марчук – учитель литературы в школе, Владислав Отрошенко – прозаик и эссеист, Сергей Федякин – преподаватель Литинститута, Павел Фо
Встреча в "Пампасах"
14 Декабрь 2014 г. в 18:09
Андрей Васянин («Российская газета-неделя») побеседовал со мной о журнале «Электронные пампасы», который вот уже 15 лет мы выпускаем в сети. Позже публикация появилась в РГ в сокращённом виде http://rg.ru/2014/12/11/deti.html. Здесь я, с позволения Андрея, представляю полный вариант.
Почему вы начали дело в Интернете, было ли желание издавать журнал на бумаге?
Наш журнал «Пампасы» http://epampa.narod.ru/index.html как раз и выходил вначале на бумаге, в издательском доме «Весёлые картинки» с 1998 по 2001 год. С 2000 год
С воодушевлением любви (о творчестве Александра Москвитина)
17 Декабрь 2014 г. в 15:37
Художникприходит в мир, который уже полон образов. Но образы эти имеют разный статус,разное качество и не одинаковую ценность. Часть из них можно отнести к числу"первозданных" - это те, которые были сотворены до человека. Однакосами визуальные образы не могут жить без людей: дело в том, что границы образаопределяет сам человек ("образ" родственно слову "обрез" -выделяя из мира часть, мы творим её образ в своей душе). Иное дело, чтоцельность всего мира может быт
Живописная ностальгия (Александр Бровин)
9 Декабрь 2014 г. в 15:36
Александр Бровин настолько свободно владеет техникой живописи, что может не только легко создавать традиционные для изобразительного искусства образы - и изобретать новые, доселе невиданные.
Художник поступает как авангардный модельер, своеобразный модный кутюрье - но одевает он в свои одежды не столько людей, сколько дома, машины и целые города. Весь мир одевает и переодевает художник - здания, замки, башни оказываются у Бровина ряжеными: они преображаются неузнаваемо.