Изданное

 

 

nach

rybak 300

 

lom 100

 

sis

zol pt100

 

 

 

 

Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Рынок по Гоголю.


Гоголь показал истоки рыночной культуры и описал психологию налогоплательщика

 

Любовь нельзя купить

Сочинения Гоголя открывает "Сорочинская ярмарка". Слово ярмарка (родственно английскому "year market") означает "годовой рынок". Товар на рынке переходит из рук в руки: представим, что вы вырастили быков и привезли их с целью обменять на пшеницу. В языческие времена наши предки были уверены, что быкам покровительствуют одни божества, пшенице - другие. Если быка поменять на пшеницу, будут недовольны и духи быка, и духи пшеницы. Нужно было обставить сделку так, будто речь идет не об обмене, а о дарении: вы дарите быков, вам в ответ преподносят пшеницу. Переход товара в другие руки требует обрядового пира: на пиру не считают, где свое и чужое, кто, сколько выпил и съел. Тут же место и прежним жрецам, нынешним артистам, которые поют и танцуют, чтобы умилостивить духов. "Обмывание" покупки - рудимент древнего обряда. Деньги на себя берут роль эквивалента, в покупке в скрытом виде содержится обмен.

Праздничная сторона ярмарки близка к карнавалу. Но карнавал - игра, шествие ряженых - то, что дает пищу глазу. Это демонстрация оболочек вещей: костюмов, нарядов, ролей. Ярмарка связана с обменом энергиями пищи и вещами, с которыми человек будет жить и после ее окончания. Ярмарка входит в человека не только через глаза, но и через рот, пробирает его целиком.

Хуторянину, которого отлично понимал Гоголь уже в юности, невозможно было представить себе двух- трех месячное карнавальное безделье и дурачество горожан в средневековой Европе. Конечно, можно пуститься на пару дней "в загул" на ярмарке или свадьбе - но селянин зарабатывал хлеб тяжелым трудом в течении года и только результатами этого труда он мог распоряжаться.

Гоголевская ярмарка связана с местом выхода черта из пекла. Из-под земли появляется здесь красная свитка, которая несет энергию особого рода. Красная свитка не входит в число товаров, которые обмениваются на ярмарке, напротив, она может расстроить весь обмен! Что же это за таинственная субстанция такая?

Вращающееся в плоскости земли, лежащее плашмя рыночное колесо обмена перемешивает ресурсы округа. Само слово "рынок" означает круг, вспомните ринг. Красная свитка связана с вертикалью, с осью вокруг которой вращается круг жизни. Гоголевская ярмарка вообще служит обретению желаемого. Молодой парень Грицько хочет жениться на юной красавице Параске. Но он встречает затруднение - отказ родителей возлюбленной. Цыгане хотят купить быков у Грицька - и частью быков он готов пожертвовать, чтобы добиться женитьбы. Цыгане используют предание о красной свитке - и получают быков в виде гонорара за представление (говоря современным языком, перфоманс - "живые картины" - свиные рыла в окне, красная тряпка в руке и т.п.) Происходит драматизация ситуации, черт "вплотную" приближается к отцу Параски, тот подвергается опасности - за чем следует чудесное спасение. Грицько выступает в роли героя- избавителя, за что он и награждается - получает в жены Параску. Предание о красной свитке позволяет соединить любящие сердца, а сама свитка эта, которую запрещено пускать в обмен, символизирует у Гоголя любовь: "любовь нельзя купить"… Вокруг любви вращается все.

 

Торговля смехом и страхом

Город виден хутору через ярмарку. Если на ярмарке возникает беспрецедентная ситуация в судьбе парня и девушки, то в городе каждый день можно "жениться", всякий день здесь торгуют чертом, кажут свиные рыла. Примеры этому можно заметить и сейчас: роль цыган исполняют журналисты, которые торгуют смехом и страхом, демонизируют одних деятелей и создают имиджи спасителей другим - по желанию заказчика. Тележурналисты и режиссеры кажут в окна телевизоров "свиные рыла" - искаженные личины, маски и кукол вместо лиц людей. Заметим, что самим цыганам черт не страшен. Он является источником обогащения: черт используется, как инструмент управления людьми.

Гоголь дал описание артистам такого рода: "в смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе высокомерное: человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, по которым одна только есть награда на земле - виселица". Цыган делает доброе дело - соединяет влюбленных. Но за деньги.

Черт страшен селянам, цыган же находится "по ту сторону" черта. Строго говоря, черта в рассказе нет - есть лишь предание о нем. Черт является товаром, продаваемым на ярмарке среди прочих. Иное дело, что товар этот не материальный, а принадлежит некой сфере, которую можно почувствовать через игру- розыгрыш. Но это не только игра - здесь есть следы языческой веры и результат - взятая парнем в жены девушка.

Ярмарочная модель мира описывает круг годовой, целой жизни. Город вынимает время из человека, вынимая человека из времени. В городе сохраняется цикличность жизни - но она становится внешней, здесь есть праздники - но они связаны с образом жизни более формально. Не всюду и не сразу произошло это разъединение: в Москве до сих пор значительная часть населения выживает за счет дачных участков (не даром Москва зовется в просторечье "большой деревней"). Потеря природного времени и его ритуалов даже в самых цивилизованных городах и странах не абсолютна - в сезонных дешевых распродажах товаров можно увидеть след обрядов. Да и западные инвесторы принимают решения и дают деньги дважды в году - после зимних и летних праздников.

 

Мертвые души и живые деньги

Государство "ест" доходы человека. Но человек не прост - он осваивает новые правила игры - и является гений Чичикова, который умудряется обернуть лично для себя процесс этот вспять - прокормиться "между зубов" прожорливого государства. Так маленькая птичка чистит зубы крокодилу, находя для себя остатки пищи.

Чичиков - не просто рыночный делец, чертовщина вылезает из его сделок не только как добавка к неэквивалентности обмена, она являет саму суть условности купли-продажи. Абсурд покупки мертвых душ избывается в работе фискальной системы. Государство играет роль идола, которого кормят жертвами в виде налогов - подушных податей. Идол блюдет формальный порядок вещей, не поспевая за природным делом рождения и смерти. Фискальные циклы - "ревизские сказки" как жернова, перемалывают людей в показатели (население, статистика).

Можно увидеть финансовый смысл названия "мертвые души": по христианскому учению, душа бессмертна. Мертвым является капитал, который не приносит прибыли. Чичиков придумал, как получить прибыль, оживить мертвый капитал. В некотором смысле он стал оживителем "мертвых душ" - составил проект, по которому они могли приносить живые деньги. "Птичка-чистильщик" Чичиков позволяет обозреть характер каждого помещика изнутри - со стороны его рта и желудка. Никто не отказывается от мошенничества - по сути, все принимают правила игры. Может, это не столько мошенничество, сколько забава, развлечение, авантюрное предприятие? В борьбе с государством помещик выглядит здесь предтечей анархистов, саботажником. Он склонен к природному существованию - без отвлеченных законов, навязанных государством. "Мертвые души" можно рассматривать как праздник неповиновения, оргию, которая показывает каждого помещика в его личном бунте против правил, желании вырваться на простор "расхристаной" жизни без подчинения и диктата. Герои Гоголя - по сути, артисты, превращающие свою жизнь в представление. Это люди одержимые, пребывающие в состоянии экстаза. Экстаз Манилова и экстаз Плюшкина отличаются формами воплощения - в корне своем они схожи.

Чичиков - подвижный праздник: приезжая к помещику, он на время размыкает круг его жизни, предлагая свое предприятие как игру в "антиповедение" - так назывались обряды, ритуально нарушающие установленный порядок вещей. Эти обряды проходили в ночь накануне Ивана Купала и в Святки ("поганые дни" между Рождеством и Крещением, когда разрешалось нарушать обыденный порядок вещей). Души умерших могли активизироваться в этот момент, здесь же оживала и всякая нежить, "нечисть". Ярмарка и карнавал имеют своим истоком эти календарные мифо-ритуальные действия. Гоголь чувствует себя здесь, как рыба в воде - или утка в плавнях (гоголем зовут утку-селезня на Украине). "Чи-чи" - звук, который издает селезень. Похоже на пересмешника: "Го-го! - Чи-чи!" Фамилии автора и героя связаны пародийными повторами. Гоголь насылает дух "Чичикова" на помещиков - и они становятся одержимыми "нечистого" обогащения.

Каждый читает в поэме свое, видит себя. Православные исследователи видят в Чичикове пророчество главного обольщения современности - обольщения богатством. Гоголь был гением универсальным, его талант мог быть приложим на любом поприще, и в одном из его писем находим слова, которые и сейчас можно адресовать иному реформатору: "Мысли твои о финансах основались на чтении иностранных книг да на английских журналах, и потому суть мертвые мысли, стыдно до сих пор не войти в собственный ум свой, который мог бы самобытно развиться, и захламостить его чужеземным навозом... Не вижу в проектах твоих участия божьего".

 

Tags: Побасенки Project: Ruszhizn Author: Нечипоренко Ю.Д.
Год выпуска:
2002
Выпуск:
5

Гоголь

Гоголь по обе стороны Атлантики


Ласло Тикош, Юрий Нечипоренко
Гоголь по обе стороны Атлантики   1. Гоголь в Америке (Л.Т.) До книги Владимира Набокова (которая вышла в 1944 году, в пик военного
сотрудничества России и США), с творчеством Гоголя в Америке были слабо знакомы
- и серьёзные исследования появились только с 1960-х годов. Вначале это были
переводы русских критиков, потом собственно американские исследования. Обзор
русской критики содержится в книге Роберта Магуайра, изданной в 1974 году1
(заметим, что позже Магуайр выпустил и свой перевод «Мёртвых ду

Космогония Гоголя

Юрий НЕЧИПОРЕНКО: Космогония Гоголя Ярмарка Первое же произведение Гоголя называется «Сорочинская ярмарка». “Ярмарка” (родственно английскому “year market”) означает “годовой рынок”. Товар на рынке переходит из рук в руки, и, согласно обычаю, сделку надо “обмыть”. Этот обычай восходит к представлениям, что во всяком обмене содержится обман, неравноценность — эквивалентного обмена не бывает. Когда быка меняют на пшеницу, недоволен и демон быка, и демон пшеницы. Необходимо завершать сделку ритуальной трапезой, в которой обмен скрываетс

Рынок по Гоголю

Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Рынок по Гоголю.
Гоголь показал истоки рыночной культуры и описал психологию налогоплательщика   Любовь нельзя купить Сочинения Гоголя открывает "Сорочинская ярмарка". Слово ярмарка (родственно английскому "year market") означает "годовой рынок". Товар на рынке переходит из рук в руки: представим, что вы вырастили быков и привезли их с целью обменять на пшеницу. В языческие времена наши предки были уверены, что быкам покровительствуют одни божества, пшенице - другие. Если быка поменять на пшеницу, будут недовольны и духи б

Вокруг Гоголя

Юрий НЕЧИПОРЕНКО. Вокруг Гоголя.
Петербург   Первый рассказ Гоголь появился в журнале "Отечественные записки" в изуродованном виде: издатель Свиньин решил выправить слог молодого писателя. Гоголь оказался беззащитным перед таким самоуправством - рассказ "Бисаврюк, или вечер накануне Ивана Купала", в котором повествуется о кровавой жертве, сам пал жертвой ретивого издателя. Жертва была не напрасна. Гоголя заметили, он стал все чаще печатать статьи и рассказы в журналах и альманахах - и, наконец, его мечты начали сбываться: он достал ре

----- НОВОСТИ -----

Книга о Пушкине - в "Лабиринте"

Книга Юрия Нечипоренко c оригинальными рисунками Владимира Мочалова "Пушкин" появилась в книжном "Лабиринте".

Представление новых книг о Пушкине на Московской книжной ярмарке ММКВЯ 2017

В пятницу 8 сентября 15:00 - 16:00 Встреча с автором/презентация книг Юрия Нечипоренко

Выступление на Фестивале "Традиция"

8 июля , в день Петра и Февронии, в подмосковной усадьбе "Захарово" пройдет Фестиваль "Традиция". В программе Фе

Презентация новой книги в серии "Для тех, кому за 10"

28 июня в Музее-квартире Алексея Толстого в 18.30 состоится Презентация книги Ларисы Румарчук "Зеленый велосипе

ПУШКИН

  ПУШКИН Книга о жизни и творчестве поэта из серии «Кто это?» издательства «Октопус» Семь лет труда, чтени

Выступление на Красной площади

На книжном фестиваля "Красная площадь" в день рождения Пушкина, 6 июня с 11.30-12.15 На площадке детской и учебной

Маленькие сказки

Появился новый проект (см. в пункте меню "Маленькие сказки") Сказок раньше я не писал, зато очень любил их чита

Встречи в Самаре и Новокуйбышевске

        С 21 по 23 апреля в Новокуйбышевске пройдет Первый Всероссийский фестиваль детского творчест

Вечер в библиотеке им.Чехова

4 апреля в 19.00 в рамках Литературного клуба «Классики XXI века» состоится вечер, посвященный Междунаро

Рассказы в музее Льва Толстого

26 февраля, в Прощённое воскресенье состоится выступление в музее.  Литературный клуб "Лёвин" при музее Л.То

Выставка фотографий Родоса и презентация книги "Ярмарочный мальчик" на греческом языке

 
 Греческий Культурный Центр-ГКЦ рад пригласить Вас на музыкально-художественный веч

С Новым Годом

Поздравляем с Новым годом и Рождеством!
Желаем любви и ра

III Всероссийский фестиваль детской книги пройдёт в Москве с 28 по 30 октября

28-30 октября 2016 года, в начале осенних школьных каникул, в Российской государственной детской библиотеке 

1-3 сентября в Новосибирске в рамках форума «Книга: Сибирь – Евразия» состоится три встречи с участием Юрия Нечипоренко 1 сентября

1-3 сентября в Новосибирске в рамках форума «Книга: Сибирь – Евразия» состоится три встречи с участием Юрия Не

Книжный фестиваль «Красная площадь»

Книжный фестиваль «Красная площадь» пройдет в центре Москвы с 3 по 6 июня и будет приурочен ко дню рождения Пу

Творческий юбилейный вечер

Творческий юбилейный вечер       Юрий Нечипоренко с друзьями:
2 июня четверг
18.30 Малый зал ЦДЛ (

В Севастополе прошли встречи с писателем Юрием Нечипоренко

В Севастополе прошли встречи с писателем Юрием Нечипоренко  
В рамках Фестиваля "Севастополь. Точка с

Выступление на ТВ "Культура"

Выступление на ТВ "Культура"     Сегодня, 22 марта 2016 г. в 21:55 на телеканале "Культура" "Игра в бисер" с И

Рассказы на радио "Звезда"

Рассказы на радио "Звезда" На сайте "Радио Звезда" появился рассказ "Три ведра" в исполнении
Сергея Казако

Итоги года литературы

Итоги года литературы   На портале "Ревизор" появилась статья Юрия Нечипоренко
об итогах Года литерат