Изданное 

  

dsadA-KakpM150

 

Smeyatsa i svistet cover150

  

malskaz150

  

lifehouse150

 

push100

 

  

nach

rybak 300

 

lom 100

 

sis

zol pt100

 

 plyvi200

 

 

nukl100

 

 

Арт-группа "Пища богов"

 

ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ

ЦАРСКИЙ ЖАНР

Юрий Нечипоренко

 

Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат к истокам театра, реакцию на зарегулированность постановок.

ЦАРСКИЙ ЖАНР

В творчестве Шекспира можно обнаружить элементы перфоманса как жанра царского. Гамлет постоянно импровизирует: его артистизм проявляется в игре с другими лицами, которым он бросает вызов — и всех переигрывает. Он проверяет своих подданных на способность общения в “королевских кодах”, в сгущении мысли, в максимальном проживании момента бытия — здесь ему нет равных. Гамлет находится в таком напряжении, что окружающие не выносят сообщения, контакта с ним. Перфоманс иного рода — комический виден в пьесе “Сон в летнюю ночь”. Здесь перед герцогом и его супругой разыгрывается представление “народного театра”, сиятельные особы прерывают действие репликами, вступают в диалог с актерами. В этой свободе волеизъявления царственных особ слышится дыхание свободы перфоманса, который в каждый момент времени развивается непредсказуемо и артистично. Таковы жесты сиятельных особ, совершенных в своем величии, демонстрирующих вкус и чувство прекрасного.

В жизни многих известных персон можно увидеть элементы перфоманса. Иван Грозный с опричиной, Петр Первый со Всепьянейшим собором — цари устраивали колоссальные по размаху представления, результаты которых им заранее были неизвестны. Они действовали по наитию, разыгрывали сцены, “ломали комедию” — их провокационные импровизации порой плохо кончались для подданных: цари казнили и миловали импульсивно, часто пребывали в состоянии экзальтации, экстаза. Артистизм царских особ обусловлен их образом жизни: она проходит словно на подмостках, аншлаг обеспечен, подданные предельно внимательны к их жестам. Публика поневоле вовлекается в действие. Огромны энергии власти и богатства, трудно управиться с ними. Царский артистизм можно рассматривать и как способ выживания, самозащиты: играя, царь проверяет подданых, пробует способы контроля над ситуацией, “пытает будущее”.

Среди предвестников перфоманса в России и граф Лев Толстой. Его неприятие условности театрального искусства и превращение своей жизни в непрекращающееся представление, за которым следил весь свет, — звенья одной цепи. Толстой публиковал год за годом дневник, в котором откровенно описывал происходящие в семье события. В первую голову Толстой — художник, и его мужицкий вид, работа в поле и прочее — артистические жесты. Связаны эти жесты с его мировоззрением — и сейчас повторяется похожая ситуация: артисты, работающие в жанре перфоманса, несут в себе протестное мировоззрение по отношению к “официозу”, “попсе”, находятся на стороне природы в ее конфликте с цивилизацией и облекают свои артистические жесты в формы языческих праздников.

Сказка перфоманса

В перфомансе может возникать и проявляться некоторая история — но он не служит иллюстрацией истории, буть то сказка или миф. В перфомансе происходит переживание состояния, соответствующего образу или срезу истории. Возьмем сказку про Царевну-лягушку. Инсценировка сказки — это постановка сцен одна за другой. Если выбрать из многих событий сказки одно и остановиться на нем, вглядеться попристальней, — то может сложиться перфоманс.

Стрела, посланная в никуда, в небо, без адреса, попадает на болото. Здесь живет лягушка. Она ждет стрелу, которая в будущем позволит ей обернуться царевной. Все мы временами пребываем в состоянии ожидания. Медитация на этом состоянии, переживание его может быть основой перфоманса. При таком взгляде на дело эпизод сказки словно помещается под увеличительное стекло, рассматривается с разных сторон, в объеме — и в случае удачи открывается “окно в настоящее”, возникает завороженность переживанием, которая характерна для перфоманса. Ждать можно по разному — ожидание имеет внутренний сюжет развития. Так в сказке “Старик Хоттабыч” один джинн, ожидавший освобождения из бутылки, хотел в начале озолотить избавителя, в конце ожидания решил его убить. История развития внутреннего сюжета чувств в перфомансе напоминает китайскую “Книгу перемен”, в которой повествуется о превращениях, происходящих со всеми явлениями в этом мире. Перфоманс вырастает сам собой — как зерно пускает росток, как набухают почки и пускают листья — так же и в душе артиста разрастается, развивается образ. Эта естественность роста противостоит разрывности современной цивилизации, мельтешению и суете обыденной, поверхностной жизни.

Перфоманс связан с остановкой во времени: так рождение ребенка изменяет образ жизни молодой семьи, и если муж, мужчина выйдет на часок с коляской погулять в парк — он испытает новые для себя ощущения. Перфоманс — ребенок, который требует времени и внимания, но эти жертвы окупятся в будущем сторицей. Генетические корни, наследство царей и жрецов, — великое прошлое сулит этому ребенку великое будущее. В нем заключен ресурс вечного обновления жизни.

Превращения богини

Западная литература связана с карнавалом, шествием, парадом аттракционов, русская несет в себе историю, как косточку, как изюминку, — сказку. Предание и обряд в русской традиции следуют вместе. Заметим, что даже у германских народов — ближайших родственников славян — не сохранилось обряда коллективного купания в самую длинную ночь года. В русской культуре, несмотря на борьбу христианства с “бесовскими игрищами”, эта традиция дожила до ХХ века. Мы знаем обряды благодаря литературе, которая, начиная с Гоголя, обратилась лицом к древним праздникам. “Ночь накануне Ивана Купалы” и “Ночь под Рождество” дали ориентиры развитию русской литературы. В “Сорочинской ярмарке” создан образ культуры.

Предание о красной свитке движет интригу повести. Из пекла является черт, пропивает в шинке свои денежки и одежды, пока не закладывает красную свитку, обещая через год вернуться за ней. Свитку перекупают — и она начинает странствовать, принося несчастья. Ее разрубают на куски и раскидывают по ярмарке. Возвращается черт — и собирает куски.

Начало этого предания оказывается вывернутой наизнанку историей про богиню Инанну: богиня идет сверху вниз, черт — снизу вверх, богиня теряет одежды (ее раздевают), — и черт теряет одежды (пропивает), дальше богиня испытывает превращение и несет несчастье, как приносит несчастье и чертова свитка. Тот факт, что древний миф может всплыть через тьму столетий “кверху брюхом” — в бытовой сказке, известен в литературе. Удивительно, что миф Шумера всплыл в Малороссии!

Инанна через пять тысяч лет оборачивается чертом: входя в шумерскую преисподнюю в III тысячелетии до новой эры богиней, она выскакивает оттуда чертом на Украине в конце II тысячелетия нашей эры. Связь мифов Шумера и Вавилона со славянским фольклором поразительна: совпадение ситуаций и смыслов бывает буквальным. “Без дела сижу, пропадает сила” — так говорит герой “Сказания о Гильгамеше” Энкиду. Через несколько тысяч лет ему вторит Тарас Бульба: “Без дела сидим, пропадает казацкая сила”. История о шести любовниках богини Иштар, которых она унижает и портит, приобретает бытовое, комичное звучание в истории про ведьму Солоху (из “Ночи под Рождество”), которая сажает своих ухажеров в мешки.

Торговля чертом

На ярмарке каждый торгует своим — пшеницей, волами, лошадьми; цыгане торгуют чертом. Они разыгрывают селян, кажут в окна свиные рожи и устраивают такой переполох, что заставляют Черевика отдать дочь замуж за своего “спасителя” — Грицька. Цыгане показывают перфоманс, плату за который берут волами с Грицька. Вспомним, как это было:

“— А спустишь волы за двадцать, если мы заставим Черевика отдать нам Параску? — В недоумении посмотрел на него Грицько. В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое — и вместе высокомерное: человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, но которым одна награда есть на земле — виселица”.

Для простого селянина цыгане, артисты — люди запредельные, которые якшаются с чертями и способны помочь в таком важном деле, как женитьба. У древних индоевропейцев женитьба осуществлялась с помощью обмена — каждый род отдавал и принимал по девушке. Как на ярмарке, куда из всякого хутора свозится товар — выросший на земле жизненный ресурс для обмена. Отпадение от обменного обряда превращает женитьбу в дело, куда замешан черт. Когда деньги еще не взяли на себя роль “всеобщего эквивалента”, считалось, что эквивалентного обмена вообще быть не может — и обменивая пшеницу на волов, участники сделки рискуют на себя навлечь несчастье: будут недовольны и духи пшеницы, и духи волов. Для того, чтобы избавиться от неприятностей, всякую сделку надо было завершать ритуальным пиршеством (мы и сейчас имеем рудимент этого обряда — покупку полагается “обмыть”). Там где пир, где праздник — место людям праздничным, артистам и музыкантам. Из земли вырастает жизненный ресурс (“чертова” свитка). Ярмарка — место, где происходит обмен ресурсами. Молодые люди тянутся друг к другу — как куски красной свитки, сгустки энергии, связанные симпатической силой. Сила этой тяги и есть любовь. Через века прошло предание, превратилось из трагичного в комичное; но главное в нем осталось: Инанна была богиней любви, самовольной и непредсказуемой. У Гоголя образом любви служит красная свитка, которая стремится к целостности сама и приносит несчастье “чужим”. Место искусства — рядом с чертом, где сравнивается неравное, где жертвы и любовь.

В каждом ландшафте — свои перфомансы. В городе воспроизводится миф победы героя над змеем. Такова нехитрая схема карнавала: Пост побеждает Масленицу, порядок — хаос. Перфоманс в городах Европы повторял вавилонскую историю о победе Мардука над Тиамат. В Шумере возникли первые города и зафиксированы первые предания, здесь были созданы обряды и артибуты города. Далее эти предания стали лишь передаваться, меняя одежки: Индра побеждал Вритру, Перун — Велеса, Георгий — змия.

Хутор — часть округа, ярмарку можно сравнить с колесом, которое лежит горизонтально и вращается, перемешивая товары, рождающиеся на земле. Ось колеса уходит в пекло, откуда является черт со своей свиткой. В городе колесо становится на попа: как колесо обозрения, оно начинает черпать и перемешивать “верх” и “низ”, массовое и элитарное, рядовое и исключительное. Колесо черпает энергию из глубины веков, со дна сознания: в какой-то момент оно исчерпывает, истощает определенный пласт — и кто-то ставит диагноз городской культуре: “боги умерли”. Возникает поп-культура. Но вновь появляются страстные, одержимые люди, чувствующие веру в своей душе, происходит реабилитация мистики, искусство пытается воссоединиться со священнодействием — и оживают древние боги в новых перфомансах.

Когда арт-группа “Слепые” на Рождественском бульваре в 1995 году показывала первую мистерию из серии “Сказание о Гильгамеше”, в числе зрителей присутствовал полковник Генерального штаба. Журналист из “Мегаполис-экспресса” обратился к нему с просьбой прокомменитровать непонятное действие. Полковник был краток: “Идут учения, цель которых — поднять морально-психический дух москвичей”. Следуя полковнику, перфоманс — учебная тревога; с точки зрения художника — разыгрываемая военная тревога является перфомансом.

Перфоманс предъявляет высокие требования к личности артиста. Здесь нет режиссера и драматурга: отвечает за действие актер. Перфоманс — искусство соединения и взаимодействия личностей. Знать свое время и место, ощущать ситуацию в каждый момент времени может артист с обостренным чувством такта. Может быть, по этой же причине перфоманс тяготеет к минимализму — в нем обычно один-два ведущих артиста. Перфомансами можно назвать сценки, которые разыгрывали в начале века молодые Михаил Чехов и Евгений Вахтангов, представляя обезьяну и ее поводыря. Этими сценками она забавлялись на артистических вечеринках. Перфоманс служил им веселой лабораторией: здесь рождались находки, что легли в основание театра Вахтангова и школы артистического мастерства Голливуда, где свою теорию психологического жеста преподавал Михал Чехов. Так — после триумфального покорения Парижа русским балетом — в середине ХХ века состоялся еще одна незаметная и важная “психологическая победа” русского искусства — был покорен Голливуд.

 

Читайте также: 

 

АКЦИИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

 

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ...

 

 

 

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ   20 октября 1997 г.
Автор: Юрий Соколов
Дата: 21-10-97   ПОД ВИДОМ МОДНОГО, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из пространства холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”.
Примером живых картин является показ мод. Показ мод окружен ореолом престижа, это высший ритуал буржуазного общества. Шествие, парад нарядов восходит к древним обрядам, где одежда имела волшебное значение. Отсю

Арт-группа Пища богов

Арт-группа "Пища богов"   ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ ЦАРСКИЙ ЖАНР Юрий Нечипоренко   Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат

Литературно-художественная студия

Литературно-художественная студия   С 2003 года на физическом факультете МГУ действует Литературно-художественная студия (Студенческий Творческий Центр). В задачи Студии входит сохранение традиций физического искусства, поддержка инициатив студентов в области литературы и искусства, помощь в проведении Дней Физика. Студия позволяет общаться на равных «зелёным» студентам и маститым учёным — тем, у кого кроме физики, есть интересы ещё в области поэзии, драмы, музыки и живописи. С самого начала работы Студия оказала поддержку в организац

Физический театр

МУФТ (Физический театр) – продолжатель традиций физического искусства   МУФТ - СТУДЕНЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУВ 2005 году отмечается 50 лет физического искусства: в 1955 году состоялась премьера оперы «Дубинушка». Первый праздник День Архимеда состоялся в 1960 году, к празднику была написана опера «Архимед». Традиционно праздники проходят в начале мая. Каждый праздникначинается с представления на ступеньках факультета, которое придает смысл всем действиям. В рамках праздника проходит множество конкурсов, соревнов

Общество друзей Гайто Газданова

Общество друзей Гайто Газданова   Общество друзей Гайто Газданова создано в 1998 году в Москве в связи с ростом интереса к творчеству замечательного русского писателя. Общество объединяет в своих рядах литераторов, художников, артистов, ученых - и всех читателей, кому дорого творчество Газданова. В задачи Общества входит не только изучение наследия писателя, но и воздаяние должного его имени в России и за рубежом. На своих собраниях Общество заслушивает доклады о творчестве Газданова и воспоминания современников писателя. Общество такж

Для тех кому за 10

Серия «Для тех, кому за 10»   Знакомьтесь с серией «Для тех, кому за 10» издательства «ЖУК», которая вошла в шорт-лист номинации «Лучшая книга для детей и юношества» 22-го конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года». А еще в шорт-лист национального конкурса "Книги года - 2012" в номинации «Вместе с книгой мы растём». Вот какие регалии! Хорошо рассказывает о своем проекте издательство «ЖУК»:
В нашей серии писатели рассказывают смешные и грустные истории, в которые они попадали, — и делают это так живо и увлекательно, что истор

----- НОВОСТИ -----

Выступление на онлайн-конференции

В четверг с 18.00 Юрий Нечипоренко будет рассказывать об иллюстрации: "Соединение образа и смысла, науки и иску

Выступление в сети в летнем лагере Библиотеки им. Гайдара

В программе летнего лагеря "Зум-зум приключения" 5 августа (среда) Юрий Нечипоренко выступает в 13.00  Рассказ

Подходит к завершению сбор средств на издание книги "Ключи от головы"

На платформе "Планета" подходит к завершению сбор средств на издание книги о том, как устроен мозг - нейробиол

Вышла книга о московском детстве Достоевского

В издательстве "Август" (Москва) при подержке издательства "Детское время" (С.-Петербург) вышла книга Алексея

Вышла беседа об эпидемии в НГ-наука

В научном приложении к Независимой газете вышла наша беседа с Михаилом Супотницким, где обсуждается и причин

Беседа в Боголюбовской гостиной

Беседу Владимира Семёнова директора библиотеки им. Боголюбова с Юрием Нечипоренко можно посмотреть здесь 

Беседа о форматах мира после вируса

28 мая в 20.00 прямая трансляция беседы по ссылке.
МИР ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ. Планетарные последствия. Каковы буду

Конференция 1 июня - говорим с художниками об иллюстрациях к детским книгам

Музей-квартира А.Н.Толстого совместно с Юрием Нечипоренко приглашает вас на конференцию, посвященную Дню Защ

Вышла беседа о том, как выглядит вирусная инфекция глазами писателя

"Само антитело, как полицейский, привело вирус в участок – клетку иммунной системы, не подозревая, что он гора

Вышла работа о связи физических свойств ДНК, эпигенетики и заболеваний

В журанале Scientific Reports вышла важная работа, над которой мы трудились более пяти лет - удалось показать, что стру

Встреча с читателями библиотек Юга Москвы

11 мая в 16.00 в прямом эфире Юрий Нечипоренко рассказывает о своих книгах - и про науку - в этот раз библиотека по

Выступление на фестивале "Весна на балконе" в РГДБ

На Фестивале "Весна на балконе" состоялось выступление Юрия Нечипоренко по книге "Живой дом". Писатель и учёны

Вышли две беседы, посвященные опасности вакцинации

В интернет-издании "Свободная пресса" и на сайте информационного агенства "Ореанда" вышли беседы Юрия Нечипор

Обзор по вакцинам на сайте журнала "Молекулярная биология"

На сайте журнала "Молекулярная биология" выложен препринт новой статьи о вакцинах против нового вируса  О

Добровольцы в борьбе с болезнью

Сейчас идёт настоящая война - учёные биофизики, биохимики и молекулярные биологи присоеднились к вирусолога

Записи на канале ютуб - ответы на вопросы детей

Библиотека 156 г. Москвы попросила ответить Юрия Нечипоренко на семь интересных вопросов, которые задали  д

На канале "Культура" появилась запись нашей передачи про Чиполлино

В передаче "Игра в бисер" с Игорем Волгиным прошла встреча, где мы с Настей Строкиной и другими литераторами р

Встреча с детьми из разных стран на платформе zoom 20 апреля в 18.00

Общество «Гагарин» из города Эрфурта (Тюрингия, ФРГ), проводит заседание виртуальной литературной гостиной д

К Международному дню детской книги в сети мы выставили два десятка детских книг для чтения на карантине

Книги Александра Дорофеева, Ксении Драгунской, Михаила Есеновского, Анастастии Орловой, Ирины Краевой, Анаст

Сбор средств на издание книги "Ключи от головы (что учёные знают про мозг)"

На платформе "Планета" проходит сбор средств для издания книги, всем, кто оплатит книгу заранее, мы постраемся