Изданное

 

lt150

 

lifehouse150

 

push100

 

 

 

 

nach

rybak 300

 

lom 100

 

sis

zol pt100

 

 plyvi200

 

 

Арт-группа "Пища богов"

 

ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ

ЦАРСКИЙ ЖАНР

Юрий Нечипоренко

 

Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат к истокам театра, реакцию на зарегулированность постановок.

ЦАРСКИЙ ЖАНР

В творчестве Шекспира можно обнаружить элементы перфоманса как жанра царского. Гамлет постоянно импровизирует: его артистизм проявляется в игре с другими лицами, которым он бросает вызов — и всех переигрывает. Он проверяет своих подданных на способность общения в “королевских кодах”, в сгущении мысли, в максимальном проживании момента бытия — здесь ему нет равных. Гамлет находится в таком напряжении, что окружающие не выносят сообщения, контакта с ним. Перфоманс иного рода — комический виден в пьесе “Сон в летнюю ночь”. Здесь перед герцогом и его супругой разыгрывается представление “народного театра”, сиятельные особы прерывают действие репликами, вступают в диалог с актерами. В этой свободе волеизъявления царственных особ слышится дыхание свободы перфоманса, который в каждый момент времени развивается непредсказуемо и артистично. Таковы жесты сиятельных особ, совершенных в своем величии, демонстрирующих вкус и чувство прекрасного.

В жизни многих известных персон можно увидеть элементы перфоманса. Иван Грозный с опричиной, Петр Первый со Всепьянейшим собором — цари устраивали колоссальные по размаху представления, результаты которых им заранее были неизвестны. Они действовали по наитию, разыгрывали сцены, “ломали комедию” — их провокационные импровизации порой плохо кончались для подданных: цари казнили и миловали импульсивно, часто пребывали в состоянии экзальтации, экстаза. Артистизм царских особ обусловлен их образом жизни: она проходит словно на подмостках, аншлаг обеспечен, подданные предельно внимательны к их жестам. Публика поневоле вовлекается в действие. Огромны энергии власти и богатства, трудно управиться с ними. Царский артистизм можно рассматривать и как способ выживания, самозащиты: играя, царь проверяет подданых, пробует способы контроля над ситуацией, “пытает будущее”.

Среди предвестников перфоманса в России и граф Лев Толстой. Его неприятие условности театрального искусства и превращение своей жизни в непрекращающееся представление, за которым следил весь свет, — звенья одной цепи. Толстой публиковал год за годом дневник, в котором откровенно описывал происходящие в семье события. В первую голову Толстой — художник, и его мужицкий вид, работа в поле и прочее — артистические жесты. Связаны эти жесты с его мировоззрением — и сейчас повторяется похожая ситуация: артисты, работающие в жанре перфоманса, несут в себе протестное мировоззрение по отношению к “официозу”, “попсе”, находятся на стороне природы в ее конфликте с цивилизацией и облекают свои артистические жесты в формы языческих праздников.

Сказка перфоманса

В перфомансе может возникать и проявляться некоторая история — но он не служит иллюстрацией истории, буть то сказка или миф. В перфомансе происходит переживание состояния, соответствующего образу или срезу истории. Возьмем сказку про Царевну-лягушку. Инсценировка сказки — это постановка сцен одна за другой. Если выбрать из многих событий сказки одно и остановиться на нем, вглядеться попристальней, — то может сложиться перфоманс.

Стрела, посланная в никуда, в небо, без адреса, попадает на болото. Здесь живет лягушка. Она ждет стрелу, которая в будущем позволит ей обернуться царевной. Все мы временами пребываем в состоянии ожидания. Медитация на этом состоянии, переживание его может быть основой перфоманса. При таком взгляде на дело эпизод сказки словно помещается под увеличительное стекло, рассматривается с разных сторон, в объеме — и в случае удачи открывается “окно в настоящее”, возникает завороженность переживанием, которая характерна для перфоманса. Ждать можно по разному — ожидание имеет внутренний сюжет развития. Так в сказке “Старик Хоттабыч” один джинн, ожидавший освобождения из бутылки, хотел в начале озолотить избавителя, в конце ожидания решил его убить. История развития внутреннего сюжета чувств в перфомансе напоминает китайскую “Книгу перемен”, в которой повествуется о превращениях, происходящих со всеми явлениями в этом мире. Перфоманс вырастает сам собой — как зерно пускает росток, как набухают почки и пускают листья — так же и в душе артиста разрастается, развивается образ. Эта естественность роста противостоит разрывности современной цивилизации, мельтешению и суете обыденной, поверхностной жизни.

Перфоманс связан с остановкой во времени: так рождение ребенка изменяет образ жизни молодой семьи, и если муж, мужчина выйдет на часок с коляской погулять в парк — он испытает новые для себя ощущения. Перфоманс — ребенок, который требует времени и внимания, но эти жертвы окупятся в будущем сторицей. Генетические корни, наследство царей и жрецов, — великое прошлое сулит этому ребенку великое будущее. В нем заключен ресурс вечного обновления жизни.

Превращения богини

Западная литература связана с карнавалом, шествием, парадом аттракционов, русская несет в себе историю, как косточку, как изюминку, — сказку. Предание и обряд в русской традиции следуют вместе. Заметим, что даже у германских народов — ближайших родственников славян — не сохранилось обряда коллективного купания в самую длинную ночь года. В русской культуре, несмотря на борьбу христианства с “бесовскими игрищами”, эта традиция дожила до ХХ века. Мы знаем обряды благодаря литературе, которая, начиная с Гоголя, обратилась лицом к древним праздникам. “Ночь накануне Ивана Купалы” и “Ночь под Рождество” дали ориентиры развитию русской литературы. В “Сорочинской ярмарке” создан образ культуры.

Предание о красной свитке движет интригу повести. Из пекла является черт, пропивает в шинке свои денежки и одежды, пока не закладывает красную свитку, обещая через год вернуться за ней. Свитку перекупают — и она начинает странствовать, принося несчастья. Ее разрубают на куски и раскидывают по ярмарке. Возвращается черт — и собирает куски.

Начало этого предания оказывается вывернутой наизнанку историей про богиню Инанну: богиня идет сверху вниз, черт — снизу вверх, богиня теряет одежды (ее раздевают), — и черт теряет одежды (пропивает), дальше богиня испытывает превращение и несет несчастье, как приносит несчастье и чертова свитка. Тот факт, что древний миф может всплыть через тьму столетий “кверху брюхом” — в бытовой сказке, известен в литературе. Удивительно, что миф Шумера всплыл в Малороссии!

Инанна через пять тысяч лет оборачивается чертом: входя в шумерскую преисподнюю в III тысячелетии до новой эры богиней, она выскакивает оттуда чертом на Украине в конце II тысячелетия нашей эры. Связь мифов Шумера и Вавилона со славянским фольклором поразительна: совпадение ситуаций и смыслов бывает буквальным. “Без дела сижу, пропадает сила” — так говорит герой “Сказания о Гильгамеше” Энкиду. Через несколько тысяч лет ему вторит Тарас Бульба: “Без дела сидим, пропадает казацкая сила”. История о шести любовниках богини Иштар, которых она унижает и портит, приобретает бытовое, комичное звучание в истории про ведьму Солоху (из “Ночи под Рождество”), которая сажает своих ухажеров в мешки.

Торговля чертом

На ярмарке каждый торгует своим — пшеницей, волами, лошадьми; цыгане торгуют чертом. Они разыгрывают селян, кажут в окна свиные рожи и устраивают такой переполох, что заставляют Черевика отдать дочь замуж за своего “спасителя” — Грицька. Цыгане показывают перфоманс, плату за который берут волами с Грицька. Вспомним, как это было:

“— А спустишь волы за двадцать, если мы заставим Черевика отдать нам Параску? — В недоумении посмотрел на него Грицько. В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое — и вместе высокомерное: человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, но которым одна награда есть на земле — виселица”.

Для простого селянина цыгане, артисты — люди запредельные, которые якшаются с чертями и способны помочь в таком важном деле, как женитьба. У древних индоевропейцев женитьба осуществлялась с помощью обмена — каждый род отдавал и принимал по девушке. Как на ярмарке, куда из всякого хутора свозится товар — выросший на земле жизненный ресурс для обмена. Отпадение от обменного обряда превращает женитьбу в дело, куда замешан черт. Когда деньги еще не взяли на себя роль “всеобщего эквивалента”, считалось, что эквивалентного обмена вообще быть не может — и обменивая пшеницу на волов, участники сделки рискуют на себя навлечь несчастье: будут недовольны и духи пшеницы, и духи волов. Для того, чтобы избавиться от неприятностей, всякую сделку надо было завершать ритуальным пиршеством (мы и сейчас имеем рудимент этого обряда — покупку полагается “обмыть”). Там где пир, где праздник — место людям праздничным, артистам и музыкантам. Из земли вырастает жизненный ресурс (“чертова” свитка). Ярмарка — место, где происходит обмен ресурсами. Молодые люди тянутся друг к другу — как куски красной свитки, сгустки энергии, связанные симпатической силой. Сила этой тяги и есть любовь. Через века прошло предание, превратилось из трагичного в комичное; но главное в нем осталось: Инанна была богиней любви, самовольной и непредсказуемой. У Гоголя образом любви служит красная свитка, которая стремится к целостности сама и приносит несчастье “чужим”. Место искусства — рядом с чертом, где сравнивается неравное, где жертвы и любовь.

В каждом ландшафте — свои перфомансы. В городе воспроизводится миф победы героя над змеем. Такова нехитрая схема карнавала: Пост побеждает Масленицу, порядок — хаос. Перфоманс в городах Европы повторял вавилонскую историю о победе Мардука над Тиамат. В Шумере возникли первые города и зафиксированы первые предания, здесь были созданы обряды и артибуты города. Далее эти предания стали лишь передаваться, меняя одежки: Индра побеждал Вритру, Перун — Велеса, Георгий — змия.

Хутор — часть округа, ярмарку можно сравнить с колесом, которое лежит горизонтально и вращается, перемешивая товары, рождающиеся на земле. Ось колеса уходит в пекло, откуда является черт со своей свиткой. В городе колесо становится на попа: как колесо обозрения, оно начинает черпать и перемешивать “верх” и “низ”, массовое и элитарное, рядовое и исключительное. Колесо черпает энергию из глубины веков, со дна сознания: в какой-то момент оно исчерпывает, истощает определенный пласт — и кто-то ставит диагноз городской культуре: “боги умерли”. Возникает поп-культура. Но вновь появляются страстные, одержимые люди, чувствующие веру в своей душе, происходит реабилитация мистики, искусство пытается воссоединиться со священнодействием — и оживают древние боги в новых перфомансах.

Когда арт-группа “Слепые” на Рождественском бульваре в 1995 году показывала первую мистерию из серии “Сказание о Гильгамеше”, в числе зрителей присутствовал полковник Генерального штаба. Журналист из “Мегаполис-экспресса” обратился к нему с просьбой прокомменитровать непонятное действие. Полковник был краток: “Идут учения, цель которых — поднять морально-психический дух москвичей”. Следуя полковнику, перфоманс — учебная тревога; с точки зрения художника — разыгрываемая военная тревога является перфомансом.

Перфоманс предъявляет высокие требования к личности артиста. Здесь нет режиссера и драматурга: отвечает за действие актер. Перфоманс — искусство соединения и взаимодействия личностей. Знать свое время и место, ощущать ситуацию в каждый момент времени может артист с обостренным чувством такта. Может быть, по этой же причине перфоманс тяготеет к минимализму — в нем обычно один-два ведущих артиста. Перфомансами можно назвать сценки, которые разыгрывали в начале века молодые Михаил Чехов и Евгений Вахтангов, представляя обезьяну и ее поводыря. Этими сценками она забавлялись на артистических вечеринках. Перфоманс служил им веселой лабораторией: здесь рождались находки, что легли в основание театра Вахтангова и школы артистического мастерства Голливуда, где свою теорию психологического жеста преподавал Михал Чехов. Так — после триумфального покорения Парижа русским балетом — в середине ХХ века состоялся еще одна незаметная и важная “психологическая победа” русского искусства — был покорен Голливуд.

 

Читайте также: 

 

АКЦИИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

 

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ...

 

 

 

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ   20 октября 1997 г.
Автор: Юрий Соколов
Дата: 21-10-97   ПОД ВИДОМ МОДНОГО, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из пространства холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”.
Примером живых картин является показ мод. Показ мод окружен ореолом престижа, это высший ритуал буржуазного общества. Шествие, парад нарядов восходит к древним обрядам, где одежда имела волшебное значение. Отсю

Арт-группа Пища богов

Арт-группа "Пища богов"   ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ ЦАРСКИЙ ЖАНР Юрий Нечипоренко   Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат

Литературно-художественная студия

Литературно-художественная студия   С 2003 года на физическом факультете МГУ действует Литературно-художественная студия (Студенческий Творческий Центр). В задачи Студии входит сохранение традиций физического искусства, поддержка инициатив студентов в области литературы и искусства, помощь в проведении Дней Физика. Студия позволяет общаться на равных «зелёным» студентам и маститым учёным — тем, у кого кроме физики, есть интересы ещё в области поэзии, драмы, музыки и живописи. С самого начала работы Студия оказала поддержку в организац

Физический театр

МУФТ (Физический театр) – продолжатель традиций физического искусства   МУФТ - СТУДЕНЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУВ 2005 году отмечается 50 лет физического искусства: в 1955 году состоялась премьера оперы «Дубинушка». Первый праздник День Архимеда состоялся в 1960 году, к празднику была написана опера «Архимед». Традиционно праздники проходят в начале мая. Каждый праздникначинается с представления на ступеньках факультета, которое придает смысл всем действиям. В рамках праздника проходит множество конкурсов, соревнов

Общество друзей Гайто Газданова

Общество друзей Гайто Газданова   Общество друзей Гайто Газданова создано в 1998 году в Москве в связи с ростом интереса к творчеству замечательного русского писателя. Общество объединяет в своих рядах литераторов, художников, артистов, ученых - и всех читателей, кому дорого творчество Газданова. В задачи Общества входит не только изучение наследия писателя, но и воздаяние должного его имени в России и за рубежом. На своих собраниях Общество заслушивает доклады о творчестве Газданова и воспоминания современников писателя. Общество такж

Для тех кому за 10

Серия «Для тех, кому за 10»   Знакомьтесь с серией «Для тех, кому за 10» издательства «ЖУК», которая вошла в шорт-лист номинации «Лучшая книга для детей и юношества» 22-го конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года». А еще в шорт-лист национального конкурса "Книги года - 2012" в номинации «Вместе с книгой мы растём». Вот какие регалии! Хорошо рассказывает о своем проекте издательство «ЖУК»:
В нашей серии писатели рассказывают смешные и грустные истории, в которые они попадали, — и делают это так живо и увлекательно, что истор

----- НОВОСТИ -----

Разговор про Буратино по каналу "Культура"

12 сентября на канале "Культура" прошла чудесная передача про Буратино, очень весело мы поговорили с друзьями

Пленарный доклад на Съезде Биофизиков России

В четверг 19  сентября с 9.30 в зале "Пушкин" Образовательного центра "Сириус" Юрий Нечипоренко прочтет лекцию

Выступления на Московской Международной Книжной Ярмарке (4-8 сентября, павильон 75, ВДНХ)

Участие Юрия Нечипоренко в мероприятиях ММКЯ:   4 сентября с 14.00, стенд Китая, выступление в программе, посв

Выступления на Пекинской книжной ярмарке

В Пекине 21 августа открывается крупнейшая книжная ярмарка в Азии. 23 и 24 августа в рамках программы Российског

Вышла новая книга - "Маленькие сказки"

    В издательства "Рутения" (ОГИ - Б.С.Г. пресс) вышла новая книга Юрия Нечипоренко "Маленькие сказки" с ч

Выступления на Всероссийском фестивале юных книголюбов

В рамках Всероссийского фестиваля юных книголюбов 22 июня прошла акция  "Арт-Слобода на Болдинской земле

220 лет Пушкину - статья в "Культуре"

На страницах газеты "Культура" 6 июня вышла статья о Пушкине "Самое сокровенное" - Юрий Нечипоренко пишет: Поп

Мастер-класс по книге "Живой дом" на Красной площади 1 июня

1 июня в 17-00 в шатре №9 пройдет встреча с писателями Юрий Нечипоренко (Yurii Nechiporenko) и Елена Борисова и художни

Рассказ о Всероссийском Фестивале детской книги в Центре славянских культур

Писатель Юрий Нечипоренко расскажет о ежегодном фестивале, объединяющем тех, кто любит детскую книгу и прича

Выступление в кинотеатре "Иллюзион"

КиноЛекторий СРЕДА ИСТОРИИ 
Среда, 29 мая, 19.00, кинотеатр ИЛЛЮЗИОН БЕСПЛАТНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ: 
https://gosfilm

Писательский "десант" по северу Нижегородской области, выступление в Муроме

С 20 по 24 мая состоялось девять выступлений Юрия Нечипоренко в Нижегородской области и городе Муроме.  В Ни

Ярмарка в Салониках

В городе Салоники (Греция) с 9 по 12 мая прошла представительная книжная ярмарка, в программе которой состоялос

Открытый Турнир Поэтов в МГУ

26 апреля на физическом факультете МГУ пройдёт традиционный открытый Турнир поэтов.  Начало в 18.00, аудитори

Выступления на Евразийской книжной ярмарке в Нур-Султане

Eurasian Book Fair - 2019 Книжная выставка-ярмарка в Астане
Встречи с писателем Юрием Нечипоренко
Российский нац

Библионочь 2019 - 20 апреля в библиотеке 156 говорим о Пушкине

Одним из гостей акции Библионочь 20 апреля в библиотеке 156 (Домодедовская 1 к. 1) станет Юрий Дмитриевич Нечипор

Выступление в Музее-квартире Достоевского

Юрий Нечипоренко и  Алексей Виноградов расскажут о работе над новой книгой для подростков о детстве

Мастер-класс по книгам "Живой дом" и "Пряники" из серии "Про..." издательства "Арт Волхонка"

В воскресенье 31 марта в послдений день Недели детской книги в РГДБ состоится мастер-класс по книгам.  14.00-14.

Выступления на фестивале "Витамин науки" в Пензе

23 марта 14.30 Встреча с писателем и ученым Нечипоренко Ю. Д. на площадке "Книжный клуб" 24 марта 10.00 лекция "Лите

Презентация книги "Живой дом" а музее-квартире Алексея Толстого

12 марта в Музее-квартире Алексея Толстого пройдет вечер познавательных книг издательства Арт Волхонка. Буду

Рассказ о Международном книжном фестивале в Гаване

В этом году на Кубе отмечают 60-летие революции и 500-летие Гаваны, этому и посвящена ярмарка. На следующий день