Изданное 

  

 

Smeyatsa i svistet cover150

  

lt150

  

lifehouse150

 

push100

 

  

nach

rybak 300

 

lom 100

 

sis

zol pt100

 

 plyvi200

 

 

nukl100

 

 

Арт-группа "Пища богов"

 

ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ

ЦАРСКИЙ ЖАНР

Юрий Нечипоренко

 

Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат к истокам театра, реакцию на зарегулированность постановок.

ЦАРСКИЙ ЖАНР

В творчестве Шекспира можно обнаружить элементы перфоманса как жанра царского. Гамлет постоянно импровизирует: его артистизм проявляется в игре с другими лицами, которым он бросает вызов — и всех переигрывает. Он проверяет своих подданных на способность общения в “королевских кодах”, в сгущении мысли, в максимальном проживании момента бытия — здесь ему нет равных. Гамлет находится в таком напряжении, что окружающие не выносят сообщения, контакта с ним. Перфоманс иного рода — комический виден в пьесе “Сон в летнюю ночь”. Здесь перед герцогом и его супругой разыгрывается представление “народного театра”, сиятельные особы прерывают действие репликами, вступают в диалог с актерами. В этой свободе волеизъявления царственных особ слышится дыхание свободы перфоманса, который в каждый момент времени развивается непредсказуемо и артистично. Таковы жесты сиятельных особ, совершенных в своем величии, демонстрирующих вкус и чувство прекрасного.

В жизни многих известных персон можно увидеть элементы перфоманса. Иван Грозный с опричиной, Петр Первый со Всепьянейшим собором — цари устраивали колоссальные по размаху представления, результаты которых им заранее были неизвестны. Они действовали по наитию, разыгрывали сцены, “ломали комедию” — их провокационные импровизации порой плохо кончались для подданных: цари казнили и миловали импульсивно, часто пребывали в состоянии экзальтации, экстаза. Артистизм царских особ обусловлен их образом жизни: она проходит словно на подмостках, аншлаг обеспечен, подданные предельно внимательны к их жестам. Публика поневоле вовлекается в действие. Огромны энергии власти и богатства, трудно управиться с ними. Царский артистизм можно рассматривать и как способ выживания, самозащиты: играя, царь проверяет подданых, пробует способы контроля над ситуацией, “пытает будущее”.

Среди предвестников перфоманса в России и граф Лев Толстой. Его неприятие условности театрального искусства и превращение своей жизни в непрекращающееся представление, за которым следил весь свет, — звенья одной цепи. Толстой публиковал год за годом дневник, в котором откровенно описывал происходящие в семье события. В первую голову Толстой — художник, и его мужицкий вид, работа в поле и прочее — артистические жесты. Связаны эти жесты с его мировоззрением — и сейчас повторяется похожая ситуация: артисты, работающие в жанре перфоманса, несут в себе протестное мировоззрение по отношению к “официозу”, “попсе”, находятся на стороне природы в ее конфликте с цивилизацией и облекают свои артистические жесты в формы языческих праздников.

Сказка перфоманса

В перфомансе может возникать и проявляться некоторая история — но он не служит иллюстрацией истории, буть то сказка или миф. В перфомансе происходит переживание состояния, соответствующего образу или срезу истории. Возьмем сказку про Царевну-лягушку. Инсценировка сказки — это постановка сцен одна за другой. Если выбрать из многих событий сказки одно и остановиться на нем, вглядеться попристальней, — то может сложиться перфоманс.

Стрела, посланная в никуда, в небо, без адреса, попадает на болото. Здесь живет лягушка. Она ждет стрелу, которая в будущем позволит ей обернуться царевной. Все мы временами пребываем в состоянии ожидания. Медитация на этом состоянии, переживание его может быть основой перфоманса. При таком взгляде на дело эпизод сказки словно помещается под увеличительное стекло, рассматривается с разных сторон, в объеме — и в случае удачи открывается “окно в настоящее”, возникает завороженность переживанием, которая характерна для перфоманса. Ждать можно по разному — ожидание имеет внутренний сюжет развития. Так в сказке “Старик Хоттабыч” один джинн, ожидавший освобождения из бутылки, хотел в начале озолотить избавителя, в конце ожидания решил его убить. История развития внутреннего сюжета чувств в перфомансе напоминает китайскую “Книгу перемен”, в которой повествуется о превращениях, происходящих со всеми явлениями в этом мире. Перфоманс вырастает сам собой — как зерно пускает росток, как набухают почки и пускают листья — так же и в душе артиста разрастается, развивается образ. Эта естественность роста противостоит разрывности современной цивилизации, мельтешению и суете обыденной, поверхностной жизни.

Перфоманс связан с остановкой во времени: так рождение ребенка изменяет образ жизни молодой семьи, и если муж, мужчина выйдет на часок с коляской погулять в парк — он испытает новые для себя ощущения. Перфоманс — ребенок, который требует времени и внимания, но эти жертвы окупятся в будущем сторицей. Генетические корни, наследство царей и жрецов, — великое прошлое сулит этому ребенку великое будущее. В нем заключен ресурс вечного обновления жизни.

Превращения богини

Западная литература связана с карнавалом, шествием, парадом аттракционов, русская несет в себе историю, как косточку, как изюминку, — сказку. Предание и обряд в русской традиции следуют вместе. Заметим, что даже у германских народов — ближайших родственников славян — не сохранилось обряда коллективного купания в самую длинную ночь года. В русской культуре, несмотря на борьбу христианства с “бесовскими игрищами”, эта традиция дожила до ХХ века. Мы знаем обряды благодаря литературе, которая, начиная с Гоголя, обратилась лицом к древним праздникам. “Ночь накануне Ивана Купалы” и “Ночь под Рождество” дали ориентиры развитию русской литературы. В “Сорочинской ярмарке” создан образ культуры.

Предание о красной свитке движет интригу повести. Из пекла является черт, пропивает в шинке свои денежки и одежды, пока не закладывает красную свитку, обещая через год вернуться за ней. Свитку перекупают — и она начинает странствовать, принося несчастья. Ее разрубают на куски и раскидывают по ярмарке. Возвращается черт — и собирает куски.

Начало этого предания оказывается вывернутой наизнанку историей про богиню Инанну: богиня идет сверху вниз, черт — снизу вверх, богиня теряет одежды (ее раздевают), — и черт теряет одежды (пропивает), дальше богиня испытывает превращение и несет несчастье, как приносит несчастье и чертова свитка. Тот факт, что древний миф может всплыть через тьму столетий “кверху брюхом” — в бытовой сказке, известен в литературе. Удивительно, что миф Шумера всплыл в Малороссии!

Инанна через пять тысяч лет оборачивается чертом: входя в шумерскую преисподнюю в III тысячелетии до новой эры богиней, она выскакивает оттуда чертом на Украине в конце II тысячелетия нашей эры. Связь мифов Шумера и Вавилона со славянским фольклором поразительна: совпадение ситуаций и смыслов бывает буквальным. “Без дела сижу, пропадает сила” — так говорит герой “Сказания о Гильгамеше” Энкиду. Через несколько тысяч лет ему вторит Тарас Бульба: “Без дела сидим, пропадает казацкая сила”. История о шести любовниках богини Иштар, которых она унижает и портит, приобретает бытовое, комичное звучание в истории про ведьму Солоху (из “Ночи под Рождество”), которая сажает своих ухажеров в мешки.

Торговля чертом

На ярмарке каждый торгует своим — пшеницей, волами, лошадьми; цыгане торгуют чертом. Они разыгрывают селян, кажут в окна свиные рожи и устраивают такой переполох, что заставляют Черевика отдать дочь замуж за своего “спасителя” — Грицька. Цыгане показывают перфоманс, плату за который берут волами с Грицька. Вспомним, как это было:

“— А спустишь волы за двадцать, если мы заставим Черевика отдать нам Параску? — В недоумении посмотрел на него Грицько. В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое — и вместе высокомерное: человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, но которым одна награда есть на земле — виселица”.

Для простого селянина цыгане, артисты — люди запредельные, которые якшаются с чертями и способны помочь в таком важном деле, как женитьба. У древних индоевропейцев женитьба осуществлялась с помощью обмена — каждый род отдавал и принимал по девушке. Как на ярмарке, куда из всякого хутора свозится товар — выросший на земле жизненный ресурс для обмена. Отпадение от обменного обряда превращает женитьбу в дело, куда замешан черт. Когда деньги еще не взяли на себя роль “всеобщего эквивалента”, считалось, что эквивалентного обмена вообще быть не может — и обменивая пшеницу на волов, участники сделки рискуют на себя навлечь несчастье: будут недовольны и духи пшеницы, и духи волов. Для того, чтобы избавиться от неприятностей, всякую сделку надо было завершать ритуальным пиршеством (мы и сейчас имеем рудимент этого обряда — покупку полагается “обмыть”). Там где пир, где праздник — место людям праздничным, артистам и музыкантам. Из земли вырастает жизненный ресурс (“чертова” свитка). Ярмарка — место, где происходит обмен ресурсами. Молодые люди тянутся друг к другу — как куски красной свитки, сгустки энергии, связанные симпатической силой. Сила этой тяги и есть любовь. Через века прошло предание, превратилось из трагичного в комичное; но главное в нем осталось: Инанна была богиней любви, самовольной и непредсказуемой. У Гоголя образом любви служит красная свитка, которая стремится к целостности сама и приносит несчастье “чужим”. Место искусства — рядом с чертом, где сравнивается неравное, где жертвы и любовь.

В каждом ландшафте — свои перфомансы. В городе воспроизводится миф победы героя над змеем. Такова нехитрая схема карнавала: Пост побеждает Масленицу, порядок — хаос. Перфоманс в городах Европы повторял вавилонскую историю о победе Мардука над Тиамат. В Шумере возникли первые города и зафиксированы первые предания, здесь были созданы обряды и артибуты города. Далее эти предания стали лишь передаваться, меняя одежки: Индра побеждал Вритру, Перун — Велеса, Георгий — змия.

Хутор — часть округа, ярмарку можно сравнить с колесом, которое лежит горизонтально и вращается, перемешивая товары, рождающиеся на земле. Ось колеса уходит в пекло, откуда является черт со своей свиткой. В городе колесо становится на попа: как колесо обозрения, оно начинает черпать и перемешивать “верх” и “низ”, массовое и элитарное, рядовое и исключительное. Колесо черпает энергию из глубины веков, со дна сознания: в какой-то момент оно исчерпывает, истощает определенный пласт — и кто-то ставит диагноз городской культуре: “боги умерли”. Возникает поп-культура. Но вновь появляются страстные, одержимые люди, чувствующие веру в своей душе, происходит реабилитация мистики, искусство пытается воссоединиться со священнодействием — и оживают древние боги в новых перфомансах.

Когда арт-группа “Слепые” на Рождественском бульваре в 1995 году показывала первую мистерию из серии “Сказание о Гильгамеше”, в числе зрителей присутствовал полковник Генерального штаба. Журналист из “Мегаполис-экспресса” обратился к нему с просьбой прокомменитровать непонятное действие. Полковник был краток: “Идут учения, цель которых — поднять морально-психический дух москвичей”. Следуя полковнику, перфоманс — учебная тревога; с точки зрения художника — разыгрываемая военная тревога является перфомансом.

Перфоманс предъявляет высокие требования к личности артиста. Здесь нет режиссера и драматурга: отвечает за действие актер. Перфоманс — искусство соединения и взаимодействия личностей. Знать свое время и место, ощущать ситуацию в каждый момент времени может артист с обостренным чувством такта. Может быть, по этой же причине перфоманс тяготеет к минимализму — в нем обычно один-два ведущих артиста. Перфомансами можно назвать сценки, которые разыгрывали в начале века молодые Михаил Чехов и Евгений Вахтангов, представляя обезьяну и ее поводыря. Этими сценками она забавлялись на артистических вечеринках. Перфоманс служил им веселой лабораторией: здесь рождались находки, что легли в основание театра Вахтангова и школы артистического мастерства Голливуда, где свою теорию психологического жеста преподавал Михал Чехов. Так — после триумфального покорения Парижа русским балетом — в середине ХХ века состоялся еще одна незаметная и важная “психологическая победа” русского искусства — был покорен Голливуд.

 

Читайте также: 

 

АКЦИИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

 

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ...

 

 

 

Литературно-художественная студия

 

С 2003 года на физическом факультете МГУ действует Литературно-художественная студия (Студенческий Творческий Центр). В задачи Студии входит сохранение традиций физического искусства, поддержка инициатив студентов в области литературы и искусства, помощь в проведении Дней Физика. Студия позволяет общаться на равных «зелёным» студентам и маститым учёным — тем, у кого кроме физики, есть интересы ещё в области поэзии, драмы, музыки и живописи. С самого начала работы Студия оказала поддержку в организации Московского университетского физического театра (МУФТ). Театр возник семь лет назад, когда студент 3-го курса Иван Таначев написал сценарий мюзикла «Два пути», его друг Ильдар Гильванов сочинил к нему музыку. Интрига мюзикла проста и красива: «Бес насылает на студента проклятье выбора: любовь или наука».
Концепцию сценографии предложила студентка Мария Умарова: Наука и Любовь — как два полюса магнита, действие происходило на фоне арки, покрашенной наполовину в синий, наполовину в красный цвета: как огромный магнит.

 

pugalo100

Мюзикл «Два пути» — 2003: пугало «физика» и пугало «лирика»

 

По ходу мюзикла на помощь студенту приходил Архимед — и показывает, что неудача ждёт парня на каждом из путей, которых подсовывает. . Бес: если он станет чистым физиком — сухарём, то потеряет любовь и дружбу (девушку и друзей), если станет чистым лириком-гулякой, то потеряет жену и покатится вниз… Эти сцены были поставлены в стилистике балагана. В мюзикле действовали ростовые, большие куклы: пугало физика и пугало лирика. Отказавшись от половины своей личности, сделав ложный выбор, человек превращается в пугало огородное! Так современные студенты играли со стереотипами 60-х, с «физиками» и «лириками»… Мюзикл с успехом был показан на Дне Физика — 2003. Далее МУФТ показал девять премьер на Днях Физика и фестивалях «Первый снег» 2003-2009 годов.
Студия привлекает к работе со студентами профессионалов в области литературы и искусства, организует совместные действия людей разных поколений. Репетиции МУФТ вёл на протяжении пяти лет профессиональный актёр из Театра им. Моссовета Алексей Шмаринов, по сути он давал мастер-классы театрального искусства. Позже его заменил воспитанник Студии и выпускник физфака Денис Саприн — как режиссер, он участвовал в организации представлений на ступеньках 2007-2009 годов. Главная художница Студии Зоя Пятакова (Волкова) провела выставку физического искусства — работ художников-физиков, темой которой была наука. Совместно с рок-группой «Буераки» МУФТ показал в 2009 году рок-оперу «Емеля» (римэйк представления на ступеньках 1979 года «Сказки о том, как Емеля нечисто физическую силу открыл»). Здесь с блеском выступил в роли злого преподавателя начальник курса М.Г.Гапочка. Роль доброго преподавателя исполнил выпускник 1979 года Юрий Костиков (который 30 лет назад тоже выступал в представлении на ступеньках — тогда он исполнял роль Галилея).
В рамках Студии был организован клуб «Поэзия в новом формате», который за два сезона своей работы провёл в общежитии зоны «В» более двух десятков вечеров (такие встречи анонсировались на студенческом сайте «Дубинушка»). На этих вечерах студенты рассказывали о любимых поэтах прошлого века, встречались с современными поэтами, здесь же устраивались общеуниверситетские турниры поэтов. В 2009 году Студия провела Турнир поэтов, посвященный М.В.Ломоносову — и победители этого турнира смогли выступить на торжественном вечере «Поэзия Ломоносова», который был организован по приказу ректора на физическом факультете МГУ. Победителями турнира стали Василиса Никифорова и Ксения Птицына.
В декабре 2009 года в Центральном доме литераторов прошёл вечер поэзии «Физики и лирики» на котором шла речь о студенческих праздниках на физфаке МГУ, здесь же при большом стечении публики, выступили победители турниров поэзии разных лет Ксения Птицына и Зоя Пятакова. Всего за семь лет существования Студии состоялось более десятка различных поэтических конкурсов, которые имели общеуниверситетский формат. По итогам конкурсов Студия выпустила два сборника стихов и прозы «Контуры лиры» (в 2003 и 2006 годах). В настоящее время стихи как победителей, так и участников конкурсов размещаются на сайте Студии http://arhimed.phys.msu.ru/ и на сайте «Дубинушка».
Наши конкурсы привлекли внимание такого именитого сайта в Интернете, как «Поэзия Московского университета от Ломоносова до наших дней» — и несколько участников было приглашено на этот сайт.

nikif
Василиса Никифорова

 

ptizina
Ксения Птицына

 

Следует заметить, что занятия в Студии не имеют характера учебных — лишь в редких случаях, по просьбе студентов, их произведения «разбираются» с точки зрения литературной критики. Важнее — создание творческой атмосферы, позволяющей студентам самим почувствовать свои успехи и неудачи, сравнить свои произведения со стихами современных и уже состоявшихся, профессиональных поэтов, присутствующих в Жюри конкурсов. Так, турнир поэтов, посвященный Ломоносову в прошлом году судили четыре члена Союза писателей, сам турнир начался с того, что члены Жюри Анна Ретеюм и Наталья Сидорина прочитали свои стихи — и стало ясно, «кто судьи» в этом состязании. Члены Жюри подбираются обычно таким образом, чтобы охватывался максимально широкий диапазон направлений — от классики до авангарда. В жюри турнира, посвященного Ломоносову, был привлечён известный поэт Владимир Аристов (он — доктор физ.-мат. наук, возглавляет лабораторию в Вычислительном центре Академии Наук). В жюри литературных конкурсов «Первый снег» бессменно входит «классик» физфаковской поэзии, кандидат физ.-мат. наук Сергей Семёнов (участник оперы «Архимед»). В мероприятиях студии принимали участие такие известные поэты и переводчики, как Вячеслав Куприянов и Марина Бородицкая, а также поэты Светлана Максимова, Евгений Поспелов, Маргарита Сосницкая, Ирина Суглобова и другие. Авторам многих книг, лауреатам литературных премий есть что сказать студентам — и ясно, что интерес к таким встречам взаимный.
Во встречах поэтического клуба участвуют не только студенты и сотрудники физического факультета: математики, химики и экономисты, геологи и юристы оказываются частыми участниками наших вечеров. Результатами таких встреч бывают и публикации — скажем, студентка геологического факультета Анна Кругликова показала свои сказки — и они были опубликованы в журнале для подростков «Пампасы», рассказы и статьи сотрудника химического факультета Владимира Тюрина были опубликованы в Интернет-обозрении «Русская-жизнь». В гости в студию приходили и известные художники, драматурги, музыканты — за чашкой чая в Студии (которая расположена в Южном крыльце Дворового Корпуса) и в гостиной В4 зоны «В» прошли десятки вечеров что запомнились участникам душевной атмосферой. Приходили в гости к студентам Юрий Гапонов, который рассказывал об истории Атомного проекта и Светлана Ковалёва (режиссёр оперы «Архимед»).
На Фестивале науки в 2009 году был представлен доклад «Традиции физического искусства» — об истории художественной самодеятельности факультета. Всего за время существования Студии в театральных и поэтических проектах Студии приняли участие более сотни студентов физфака. Большую помощь Студии оказали заместители декана А.Б.Васильев и А.И.Федосеев, председатели Союза Выпускников В.А.Базиленко и С.М.Варзарь. Основную организационную и художественную работу в Студии выполняли Александра Порохова и Зоя Пятакова, которые вели её все эти годы на общественных началах.

porohova

Александра Порохова

 

piatakova

Зоя Пятакова

 

В 2006 году Александра и Зоя были награждены поездкой в Белград — и посетили центр Российской науки и культуры «Русский дом», физический факультет Белградского университета.
Студия использует в своей работе не только сайт «Дубинушка», но и сеть «В контакте» — именно через неё идут приглашения на мероприятия Клуба поэзии. В «Контакте» наш Клуб Поэзии называется «Свободные настроения» — потому как каждый член Клуба волен рассказать о посетивших его неуловимых настроениях, необычайных состояниях души. Для этого не обязательно быть поэтом — достаточно в душе своей иметь любовь к поэзии, литературе и искусству…
Вечера Клуба поэзии проходят по последним четвергам каждого месяца в гостиной В4 Главного Здания МГУ. В целом можно заметить, что художественное творчество «показано» студентам-физикам, которые страдают порой от чрезмерного развития рациональных сторон мышления — и потерь эмоциональных структур личности.
Сейчас в планах Студии — организация встреч студентов с выпускниками, создание постоянно действующего семинара по наследию Ломоносова (совместно с филфаком). Двери Студии открыты для всех, кто не замыкается в физике — а проявляет интерес к литературе и искусству, имеет свои творческие инициативы — и страсть к познанию, подобно самому Ломоносову.


Нечипоренко Ю.Д.,

руководитель Литературно-художественной студии,
доктор физ.-мат. наук,
член Союза писателей и Ассоциации искусствоведов

 

 

Литературно-художественная студия и Клуб поэзии.

 

С 2003 года на физическом факультете действует Литературно-художественная студия. В задачи Студии входит поддержка инициатив студентов в области литературы и искусства, помощь в проведении Дней Физика. Студия позволяет общаться на равных «зелёным» студентам и маститым учёным – тем, у кого кроме физики есть интересы ещё в области поэзии, драмы, музыки и живописи.
В рамках Студии был организован клуб «Поэзия в новом формате», который за два сезона своей работы провёл в общежитии зоны «В» более двух десятков вечеров (эти встречи анонсировались на студенческом сайте физфака «Дубинушка» и на досках объявлений Студкома в ГЗ). На этих вечерах студенты рассказывали о любимых поэтах прошлого века, встречались с современными поэтами, здесь же устраивались общеуниверситетские турниры поэтов. В 2009 году Студия провела Турнир поэтов, посвященный М.В.Ломоносову, – и победители этого турнира смогли выступить на торжественном вечере «Поэзия Ломоносова», который был организован по приказу ректора на физическом факультете МГУ.
В декабре 2009 года в Центральном доме литераторов прошёл вечер поэзии «Физики и лирики», на котором шла речь о студенческих праздниках на физфаке МГУ, здесь же при большом стечении публики выступили победители турниров поэзии разных лет Ксения Птицына и Зоя Пятакова. Всего за семь лет существования Студии состоялось более десятка различных поэтических конкурсов, которые имели общеуниверситетский формат. По итогам конкурсов Студия выпустила два сборника стихов и прозы «Контуры лиры» (в 2003 и 2006 годах). В настоящее время стихи как победителей, так и участников конкурсов размещаются на сайте Студии и на сайте «Дубинушка».
Следует заметить, что занятия в Студии не имеют характера учебных – лишь в редких случаях, по просьбе студентов, их произведения «разбираются» с точки зрения литературной критики. Важнее – создание творческой атмосферы, позволяющей студентам самим почувствовать свои успехи и неудачи, сравнить свои произведения со стихами современных и уже состоявшихся, профессиональных поэтов, присутствующих в Жюри конкурсов. Так, турнир поэтов, посвященный Ломоносову, в 2009 году судили четыре члена Союза писателей; сам турнир начался с того, что члены Жюри Анна Ретеюм и Наталья Сидорина прочитали свои стихи – и стало ясно, «кто судьи» в этом состязании. Члены Жюри подбираются обычно таким образом, чтобы охватывался максимально широкий диапазон направлений – от классики до авангарда. В жюри турнира, посвященного Ломоносову, был привлечён известный поэт Владимир Аристов (он доктор физ.-мат. наук, возглавляет лабораторию в Вычислительном центре Российской академии наук). В жюри литературных конкурсов «Первый снег» бессменно входит «классик» физфаковской поэзии, кандидат физ.-мат. наук Сергей Семёнов (участник оперы «Архимед»). В мероприятиях Студии принимали участие такие известные поэты и переводчики, как Вячеслав Куприянов и Марина Бородицкая, а также поэты Светлана Максимова, Евгений Поспелов, Маргарита Сосницкая, Ирина Суглобова и другие. Авторам многих книг, лауреатам литературных премий есть что сказать студентам – и ясно, что интерес к таким встречам взаимный.
Во встречах поэтического клуба участвуют не только студенты и сотрудники физического факультета: математики, химики и экономисты, геологи и юристы оказываются частыми участниками наших вечеров. Результатами таких встреч бывают и публикации. Скажем, студентка геологического факультета Анна Кругликова показала свои сказки – и они были опубликованы в журнале для подростков «Пампасы» (см. здесь); рассказы и статьи сотрудника химического факультета Владимира Тюрина были опубликованы в интернет-обозрении «Русская-жизнь». В гости в студию приходили и известные художники, драматурги, музыканты – за чашкой чая в Студии (которая расположена в Южном крыльце Дворового Корпуса) и в гостиной В4 зоны «В» прошли десятки вечеров. Они запомнились участникам душевной атмосферой.
Студия использует в своей работе не только сайт «Дубинушка», но и сеть «В контакте» – именно через неё идут приглашения на мероприятия Клуба поэзии. В «Контакте» наш Клуб Поэзии называется «Свободные настроения», потому как каждый член Клуба волен рассказать о посетивших его неуловимых настроениях, необычайных состояниях души. Для этого не обязательно быть поэтом – достаточно в душе своей иметь любовь к поэзии, литературе и искусству...
Вечера Клуба поэзии обычно проходят по последним четвергам месяца в гостиной В4 Главного Здания МГУ. В целом можно заметить, что художественное творчество «показано» студентам-физикам, которые страдают порой от чрезмерного развития рациональных сторон мышления – и потерь эмоциональных структур личности.
Наши конкурсы привлекли внимание сайта «Поэзия Московского университета от Ломоносова и до...» – и несколько участников было приглашено на этот сайт.
Мы рады, что Дарья Моргачева и Анна Кругликова – первые авторы и лауреаты поэтических конкурсов «Первый снег» – будут представлять нашу студию здесь.

Юрий Нечипоренко,
руководитель Литературно-художественной студии,
доктор физ.-мат. наук,
член Союза писателей и Ассоциации искусствоведов

Общество друзей Гайто Газданова

gaz avtogr

 

Общество друзей Гайто Газданова создано в 1998 году в Москве в связи с ростом интереса к творчеству замечательного русского писателя. Общество объединяет в своих рядах литераторов, художников, артистов, ученых - и всех читателей, кому дорого творчество Газданова. В задачи Общества входит не только изучение наследия писателя, но и воздаяние должного его имени в России и за рубежом. На своих собраниях Общество заслушивает доклады о творчестве Газданова и воспоминания современников писателя. Общество также собирает материалы о жизни писателя и координирует усилия лиц, желающих почтить память писателя. Общество содействует как организации конференций, так и публикации научных и литературных работ. Общество является открытым: отвечает на письма, редактирует и возвращает рукописи.

МУФТ (Физический театр) – продолжатель традиций физического искусства

 

arhimedМУФТ - СТУДЕНЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУВ 2005 году отмечается 50 лет физического искусства: в 1955 году состоялась премьера оперы «Дубинушка».

Первый праздник День Архимеда состоялся в 1960 году, к празднику была написана опера «Архимед». Традиционно праздники проходят в начале мая. Каждый праздникначинается с представления на ступеньках факультета, которое придает смысл всем действиям. В рамках праздника проходит множество конкурсов, соревнований, псевдонаучные доклады и спортивные состязания. Завершался праздник, как правило, концертом в ДК МГУ.

 


nils borВ начале 60-х праздники были организованы с огромным размахом и привлекали внимание ведущих ученых мира. Нильс Бор посетил праздник День Архимеда в 1961 году и оставил надпись в книге почетных гостей МГУ: «Артистизм и чувство юмора, в ежегодном празднестве в честь Архимеда, произвели на мою жену и на меня действительно неизгладимое впечатление…»


Со временем опера «Архимед» перешла в ДК ИАЭ им. Курчатова.
Через студию оперы прошло 700 студентов и выпускников факультета, на протяжении 45 лет было показано несколько сотен представлений, долгие годы бессменным режиссером оперы был Ю.В. Гапонов.

Серия «Для тех, кому за 10»

 

Знакомьтесь с серией «Для тех, кому за 10» издательства «ЖУК», которая вошла в шорт-лист номинации «Лучшая книга для детей и юношества» 22-го конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года». А еще в шорт-лист национального конкурса "Книги года - 2012" в номинации «Вместе с книгой мы растём». Вот какие регалии!

Хорошо рассказывает о своем проекте издательство «ЖУК»:
В нашей серии писатели рассказывают смешные и грустные истории, в которые они попадали, — и делают это так живо и увлекательно, что истории эти можно рекомендовать как хороший перевод с взрослого на детский для всех ребят, которым любопытны не столько выдумки, сколько настоящая, реальная жизнь, — и конечно, как «лекарство от сухости» тем взрослым, которые уже подзабыли детство.
Важно не только то, что сочиняет писатель, — но и то, как он это делает. Все жанры хороши, кроме скучного: и уверяем вас, с нашими писателями вы не соскучитесь, — о чём бы они ни писали, всё будет ярко, сочно, здорово!
Наш девиз: «для тех, кому за 10» отметает всякий «расизм» по возрасту, всякий «взрослизм». Взрослые говорят порой: тебе этого не понять! Как обидно слышать эти слова... Хороший писатель может рассказать о самых сложных вещах и переживаниях так, что сможет понять ребенок. Такие писатели будут в нашей серии! Ксения Драгунская, Александр Дорофеев, Сергей Георгиев, Михаил Есеновский, Сергей Седов...

 

Георгиев С. Собаки не ошибаются / худож. Л. Герасимова, М.: Издательство ЖУК, 2012.

georgiev sobnosh 0

 

Миллионы детей и взрослых знают смешные истории Сергея Георгиева по сюжетам киножурнала «Ералаш».
В книге собраны весёлые и полезные рассказы: её герои обнаружат неизвестный науке водопад, переведут на русский язык таинственное слово «кару-сига», в домашних условиях соорудят самый надёжный в мире водолазный костюм. Здесь немало историй о спорте: хоккей, баскетбол, футбол, но мальчишек ждут не только физкультурные победы и поражения.
Кроме того, что автор большой выдумщик, он показывает, как можно решать реальные, сложные задачи из взрослой жизни, и признаётся в любви к детству, раскрывается как тонкий лирик.
Герои произведений Сергея Георгиева видят мир не совсем так, как мы, взрослые. Немного смещённый угол зрения становится очень важным: можно говорить о, казалось бы, совершенно обычных вещах, задавать вроде бы простенькие вопросы – и тут выясняется, что в обычном и простом довольно много незаурядного и сложного. Георгиев словно «проигрывает» разные варианты детской судьбы...

Михаил Яснов

Книга «Собаки не ошибаются» выбрана Детским жюри Всероссийского конкурса "Книга года: выбирают дети" в рейтинге «10 лучших книг российских писателей 2012 года»

 

 

Дорофеев А. Божий узел / худож. П. Подколзин, М.: Издательство ЖУК, 2012.

dorofeev bouz

 

Рассказы Дорофеева похожи на истории об открытиях новых миров, только миры эти находятся не на других планетах, а совсем рядом: в жизни собственного дедушки и родной тёти, в своей семье… Удивительные истории случаются с каждым, но мало их пережить — надо уметь об этом рассказать, и здесь Дорофеев непревзойдённый мастер: слова его нарядны и красочны, фразы напоминают гирлянды, словно писатель не просто сказки сказывает, а вместе с вами ёлку наряжает. Может быть, всё дело в том, что Александр Дорофеев не только писатель, но и художник, реставратор, потому и слова в его рассказах играют, как краски на расчищенной картине.

«Александр Дорофеев — писатель и художник. Десять лет он прожил в Мексике и написал там множество картин на разные, в том числе религиозные, сюжеты. Общий тираж книг Дорофеева перевалил за миллион экземпляров, и выходили они начиная с 1980 года: «Белый воробей», «Ночная радуга», «Заоблачные истории», «Звезда корабельная», «Московское наречие», «Рыжий ослик, или Превращения», «У меня в груди Анюта», «Шухлик, или Путешествие к пупку Земли», «Веретено» и многие другие. По сюжетам его рассказов и сказок снимались передачи «Спокойной ночи, малыши!». Кроме того, он автор книг о Шишкине, Кустодиеве и Врубеле.
Александр Дорофеев – замечательный писатель и великий путешественник. Совершенно несправедливо считать Дорофеева только детским писателем, хотя, быть может, нет лучше занятия, чем писать и рисовать для детей, нет выше одобрения, чем быть принятым этой непростой аудиторией. Саша быть «детским», кажется, не возражает. А я вот думаю – как же так! А как же мы, взрослые, сильно подросшие дети минувшей эпохи? Разве нам не нужны хорошие, даже очень хорошие книги?
Ответ есть, я нахожу его без труда, когда читаю дорофеевские книги вместе со своим внуком Ваней, чувствуя, как его плечо упирается в моё. Мы делим Дорофеева по-братски.»

Владимир Салимон, лауреат Пушкинской премии

 

Драгунская К. Мужское воспитание / худож. Е. Подколзин, М.: Издательство ЖУК, 2012.

dragunskaya mvosp

 

Рассказы Ксении Драгунской — лучшее средство от уныния и тоски. Озорные и добрые, эти рассказы можно рекомендовать друзьям как лекарство — и лучше их читать в компании разновозрастных людей, в семье: здесь связь между поколениями дана в коллизиях, в столкновениях, которые разрешаются ко всеобщей радости — и не без юмора. Её рассказы соединяют миры детей и взрослых. Драгунская — известный драматург, и эта грань её таланта также представлена в книжке.

Цитаты из книги:

...Человек вообще не успевает, повзрослеть – жизнь слишком короткая. Человек успевает только научится есть не пачкаясь, курить, врать, стрелять из автомата или, наоборот, - лечить, учить… Все люди – дети. Ну, в крайнем случае – почти все. Только они об этом не знают....

...Запомни, когда становится грустно, лучший способ развеселиться – это что-нибудь кому-нибудь подарить...

...Растите умными. Это выгодно. Умными людьми труднее командовать...

...Да, в детстве бывает и обидно, и грустно, и очень трудно. Но помните, что хороших людей на свете больше, чем плохих. И с помощью умных и добрых взрослых можно преодолеть любые трудности.
Не унывайте..

 

Колпакова О. Большое сочинение про бабушку / худож. М. Наумова; М.: Издательство ЖУК, 2012.

kolpakova BSB

 

Книга Ольги Колпаковой полна тепла, которым славится гостеприимный дом. Внуки, родители, бабушки и дедушки — все здесь любят друг друга. Главный герой этой книги — семья, а секрет семейного счастья в том, чтобы ощущать свою связь с предками и потомками, чувствовать себя звеном этой крепкой цепи жизни. В книге много познавательного; прошлое переплетается здесь с настоящим, сообщая ему глубину и становясь неожиданно близким. Что бы ни случилось, герои книги убеждены: мир полон красоты и тайны, и каждый из них, независимо от возраста, пытается постичь его, увлекая за собой читателя.

«Раскрыв книгу Ольги Колпаковой, сразу, с порога, с первой страницы, попадаешь в другую реальность, светлую и дружелюбную, где рядом с маленькими героями живут-поживают добрая феечка, хозяйственный домовой и кикимора...
Там можно взять и вдохнуть лето — большое, зелёное, с солнцем и тёплыми дождиками, а зимой — взять и выдохнуть, чтоб всем стало тепло и весело. Вот такой мир...
Смело можете отпустить туда своего ребёнка — там не страшно и плохому не научат. Только хорошему.»

Наталья Соломко

Нечипоренко Ю. Смеяться и свистеть / худож. Капыч, М.: Издательство ЖУК, 2012.

nechiporenko SS

 

Рассказы в этой книжке полны простодушия, искренности и озорства. Автору удаётся писать так, чтобы было интересно взрослым и детям. Недаром его книги о Гоголе и Ломоносове получили восторженные отзывы как критиков, так и подростков. Книга впервые полно представляет Нечипоренко-прозаика: она полна коротких историй, в которых почти отсутствует вымысел — но есть чудеса, которые являет нам живая жизнь. Автор доверительно сообщает читателю очень рискованные вещи, истории мальчишеских триумфов, обид и унижений — но делает это с таким тактом и вкусом, что рассказы его будут интересны самому широкому кругу читателей — независимо от пола и возраста. Мир южнорусской культуры соприкасается здесь с украинским миром, семейные истории — со школьными и дворовыми, и соседство это приводит к обогащению, к радости общения и понимания. Автор известен и как учёный — к книжке рассказов добавлена статья «Думать по-русски», которая представляет ещё одну грань таланта детского писателя.

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ   20 октября 1997 г.
Автор: Юрий Соколов
Дата: 21-10-97   ПОД ВИДОМ МОДНОГО, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из пространства холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”.
Примером живых картин является показ мод. Показ мод окружен ореолом престижа, это высший ритуал буржуазного общества. Шествие, парад нарядов восходит к древним обрядам, где одежда имела волшебное значение. Отсю

Арт-группа Пища богов

Арт-группа "Пища богов"   ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ ЦАРСКИЙ ЖАНР Юрий Нечипоренко   Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат

Литературно-художественная студия

Литературно-художественная студия   С 2003 года на физическом факультете МГУ действует Литературно-художественная студия (Студенческий Творческий Центр). В задачи Студии входит сохранение традиций физического искусства, поддержка инициатив студентов в области литературы и искусства, помощь в проведении Дней Физика. Студия позволяет общаться на равных «зелёным» студентам и маститым учёным — тем, у кого кроме физики, есть интересы ещё в области поэзии, драмы, музыки и живописи. С самого начала работы Студия оказала поддержку в организац

Физический театр

МУФТ (Физический театр) – продолжатель традиций физического искусства   МУФТ - СТУДЕНЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУВ 2005 году отмечается 50 лет физического искусства: в 1955 году состоялась премьера оперы «Дубинушка». Первый праздник День Архимеда состоялся в 1960 году, к празднику была написана опера «Архимед». Традиционно праздники проходят в начале мая. Каждый праздникначинается с представления на ступеньках факультета, которое придает смысл всем действиям. В рамках праздника проходит множество конкурсов, соревнов

Общество друзей Гайто Газданова

Общество друзей Гайто Газданова   Общество друзей Гайто Газданова создано в 1998 году в Москве в связи с ростом интереса к творчеству замечательного русского писателя. Общество объединяет в своих рядах литераторов, художников, артистов, ученых - и всех читателей, кому дорого творчество Газданова. В задачи Общества входит не только изучение наследия писателя, но и воздаяние должного его имени в России и за рубежом. На своих собраниях Общество заслушивает доклады о творчестве Газданова и воспоминания современников писателя. Общество такж

Для тех кому за 10

Серия «Для тех, кому за 10»   Знакомьтесь с серией «Для тех, кому за 10» издательства «ЖУК», которая вошла в шорт-лист номинации «Лучшая книга для детей и юношества» 22-го конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года». А еще в шорт-лист национального конкурса "Книги года - 2012" в номинации «Вместе с книгой мы растём». Вот какие регалии! Хорошо рассказывает о своем проекте издательство «ЖУК»:
В нашей серии писатели рассказывают смешные и грустные истории, в которые они попадали, — и делают это так живо и увлекательно, что истор

----- НОВОСТИ -----

Беседа о форматах мира после вируса

28 мая в 20.00 прямая трансляция беседы по ссылке.
МИР ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ. Планетарные последствия. Каковы буду

Конференция 1 июня - говорим с художниками об иллюстрациях к детским книгам

Музей-квартира А.Н.Толстого совместно с Юрием Нечипоренко приглашает вас на конференцию, посвященную Дню Защ

Вышла беседа о том, как выглядит вирусная инфекция глазами писателя

"Само антитело, как полицейский, привело вирус в участок – клетку иммунной системы, не подозревая, что он гора

Вышла работа о связи физических свойств ДНК, эпигенетики и заболеваний

В журанале Scientific Reports вышла важная работа, над которой мы трудились более пяти лет - удалось показать, что стру

Встреча с читателями библиотек Юга Москвы

11 мая в 16.00 в прямом эфире Юрий Нечипоренко рассказывает о своих книгах - и про науку - в этот раз библиотека по

Выступление на фестивале "Весна на балконе" в РГДБ

На Фестивале "Весна на балконе" состоялось выступление Юрия Нечипоренко по книге "Живой дом". Писатель и учёны

Вышли две беседы, посвященные опасности вакцинации

В интернет-издании "Свободная пресса" и на сайте информационного агенства "Ореанда" вышли беседы Юрия Нечипор

Обзор по вакцинам на сайте журнала "Молекулярная биология"

На сайте журнала "Молекулярная биология" выложен препринт новой статьи о вакцинах против нового вируса  О

Добровольцы в борьбе с болезнью

Сейчас идёт настоящая война - учёные биофизики, биохимики и молекулярные биологи присоеднились к вирусолога

Записи на канале ютуб - ответы на вопросы детей

Библиотека 156 г. Москвы попросила ответить Юрия Нечипоренко на семь интересных вопросов, которые задали  д

На канале "Культура" появилась запись нашей передачи про Чиполлино

В передаче "Игра в бисер" с Игорем Волгиным прошла встреча, где мы с Настей Строкиной и другими литераторами р

Встреча с детьми из разных стран на платформе zoom 20 апреля в 18.00

Общество «Гагарин» из города Эрфурта (Тюрингия, ФРГ), проводит заседание виртуальной литературной гостиной д

К Международному дню детской книги в сети мы выставили два десятка детских книг для чтения на карантине

Книги Александра Дорофеева, Ксении Драгунской, Михаила Есеновского, Анастастии Орловой, Ирины Краевой, Анаст

Сбор средств на издание книги "Ключи от головы (что учёные знают про мозг)"

На платформе "Планета" проходит сбор средств для издания книги, всем, кто оплатит книгу заранее, мы постраемся

Выступления в сети на Неделе детской книги

На Неделе детской книги проходит серия выстуллений - 21го встреча в сети с библиотекарями Хабаровска, 25го март

О выступлениях в "Артеке" рассказали в "Русской жизни"

  На страницах дружелюбного обозрения "Русская жизнь" рассказали о литературной смене в "Артеке", о поездка

Разговор об экспертном совете по детской литературе на радио "Медиметрикс"

Об Эксперном совете по детской литературе на радио "Медиаметрикс" говорим здесь с 19-й минуты - смотрите в запи

Вышла статья о выступлениях в Артеке

Вышла статья Юрия Нечипоренко по следам выступления в Артеке и книжной ярмарки  https://webkamerton.ru/2020/03/literaturnaya-sm

Выступление на онлайн-конференции "Читаем и играем"

26 февраля проходит онлайн-конференция "Читаем и играем", в 17.00 Юрий Нечипоренко и Любовь Дикура будут рассказы

Выступления в Артеке

18-21 февраля в Международом лагере Артек прошли выступления Юрия Нечипоренко и встречи с ребятами лагерей Кип