Изданное

 

lt150

 

lifehouse150

 

push100

 

 

 

 

nach

rybak 300

 

lom 100

 

sis

zol pt100

 

 plyvi200

 

 

Арт-группа "Пища богов"

 

ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ

ЦАРСКИЙ ЖАНР

Юрий Нечипоренко

 

Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат к истокам театра, реакцию на зарегулированность постановок.

ЦАРСКИЙ ЖАНР

В творчестве Шекспира можно обнаружить элементы перфоманса как жанра царского. Гамлет постоянно импровизирует: его артистизм проявляется в игре с другими лицами, которым он бросает вызов — и всех переигрывает. Он проверяет своих подданных на способность общения в “королевских кодах”, в сгущении мысли, в максимальном проживании момента бытия — здесь ему нет равных. Гамлет находится в таком напряжении, что окружающие не выносят сообщения, контакта с ним. Перфоманс иного рода — комический виден в пьесе “Сон в летнюю ночь”. Здесь перед герцогом и его супругой разыгрывается представление “народного театра”, сиятельные особы прерывают действие репликами, вступают в диалог с актерами. В этой свободе волеизъявления царственных особ слышится дыхание свободы перфоманса, который в каждый момент времени развивается непредсказуемо и артистично. Таковы жесты сиятельных особ, совершенных в своем величии, демонстрирующих вкус и чувство прекрасного.

В жизни многих известных персон можно увидеть элементы перфоманса. Иван Грозный с опричиной, Петр Первый со Всепьянейшим собором — цари устраивали колоссальные по размаху представления, результаты которых им заранее были неизвестны. Они действовали по наитию, разыгрывали сцены, “ломали комедию” — их провокационные импровизации порой плохо кончались для подданных: цари казнили и миловали импульсивно, часто пребывали в состоянии экзальтации, экстаза. Артистизм царских особ обусловлен их образом жизни: она проходит словно на подмостках, аншлаг обеспечен, подданные предельно внимательны к их жестам. Публика поневоле вовлекается в действие. Огромны энергии власти и богатства, трудно управиться с ними. Царский артистизм можно рассматривать и как способ выживания, самозащиты: играя, царь проверяет подданых, пробует способы контроля над ситуацией, “пытает будущее”.

Среди предвестников перфоманса в России и граф Лев Толстой. Его неприятие условности театрального искусства и превращение своей жизни в непрекращающееся представление, за которым следил весь свет, — звенья одной цепи. Толстой публиковал год за годом дневник, в котором откровенно описывал происходящие в семье события. В первую голову Толстой — художник, и его мужицкий вид, работа в поле и прочее — артистические жесты. Связаны эти жесты с его мировоззрением — и сейчас повторяется похожая ситуация: артисты, работающие в жанре перфоманса, несут в себе протестное мировоззрение по отношению к “официозу”, “попсе”, находятся на стороне природы в ее конфликте с цивилизацией и облекают свои артистические жесты в формы языческих праздников.

Сказка перфоманса

В перфомансе может возникать и проявляться некоторая история — но он не служит иллюстрацией истории, буть то сказка или миф. В перфомансе происходит переживание состояния, соответствующего образу или срезу истории. Возьмем сказку про Царевну-лягушку. Инсценировка сказки — это постановка сцен одна за другой. Если выбрать из многих событий сказки одно и остановиться на нем, вглядеться попристальней, — то может сложиться перфоманс.

Стрела, посланная в никуда, в небо, без адреса, попадает на болото. Здесь живет лягушка. Она ждет стрелу, которая в будущем позволит ей обернуться царевной. Все мы временами пребываем в состоянии ожидания. Медитация на этом состоянии, переживание его может быть основой перфоманса. При таком взгляде на дело эпизод сказки словно помещается под увеличительное стекло, рассматривается с разных сторон, в объеме — и в случае удачи открывается “окно в настоящее”, возникает завороженность переживанием, которая характерна для перфоманса. Ждать можно по разному — ожидание имеет внутренний сюжет развития. Так в сказке “Старик Хоттабыч” один джинн, ожидавший освобождения из бутылки, хотел в начале озолотить избавителя, в конце ожидания решил его убить. История развития внутреннего сюжета чувств в перфомансе напоминает китайскую “Книгу перемен”, в которой повествуется о превращениях, происходящих со всеми явлениями в этом мире. Перфоманс вырастает сам собой — как зерно пускает росток, как набухают почки и пускают листья — так же и в душе артиста разрастается, развивается образ. Эта естественность роста противостоит разрывности современной цивилизации, мельтешению и суете обыденной, поверхностной жизни.

Перфоманс связан с остановкой во времени: так рождение ребенка изменяет образ жизни молодой семьи, и если муж, мужчина выйдет на часок с коляской погулять в парк — он испытает новые для себя ощущения. Перфоманс — ребенок, который требует времени и внимания, но эти жертвы окупятся в будущем сторицей. Генетические корни, наследство царей и жрецов, — великое прошлое сулит этому ребенку великое будущее. В нем заключен ресурс вечного обновления жизни.

Превращения богини

Западная литература связана с карнавалом, шествием, парадом аттракционов, русская несет в себе историю, как косточку, как изюминку, — сказку. Предание и обряд в русской традиции следуют вместе. Заметим, что даже у германских народов — ближайших родственников славян — не сохранилось обряда коллективного купания в самую длинную ночь года. В русской культуре, несмотря на борьбу христианства с “бесовскими игрищами”, эта традиция дожила до ХХ века. Мы знаем обряды благодаря литературе, которая, начиная с Гоголя, обратилась лицом к древним праздникам. “Ночь накануне Ивана Купалы” и “Ночь под Рождество” дали ориентиры развитию русской литературы. В “Сорочинской ярмарке” создан образ культуры.

Предание о красной свитке движет интригу повести. Из пекла является черт, пропивает в шинке свои денежки и одежды, пока не закладывает красную свитку, обещая через год вернуться за ней. Свитку перекупают — и она начинает странствовать, принося несчастья. Ее разрубают на куски и раскидывают по ярмарке. Возвращается черт — и собирает куски.

Начало этого предания оказывается вывернутой наизнанку историей про богиню Инанну: богиня идет сверху вниз, черт — снизу вверх, богиня теряет одежды (ее раздевают), — и черт теряет одежды (пропивает), дальше богиня испытывает превращение и несет несчастье, как приносит несчастье и чертова свитка. Тот факт, что древний миф может всплыть через тьму столетий “кверху брюхом” — в бытовой сказке, известен в литературе. Удивительно, что миф Шумера всплыл в Малороссии!

Инанна через пять тысяч лет оборачивается чертом: входя в шумерскую преисподнюю в III тысячелетии до новой эры богиней, она выскакивает оттуда чертом на Украине в конце II тысячелетия нашей эры. Связь мифов Шумера и Вавилона со славянским фольклором поразительна: совпадение ситуаций и смыслов бывает буквальным. “Без дела сижу, пропадает сила” — так говорит герой “Сказания о Гильгамеше” Энкиду. Через несколько тысяч лет ему вторит Тарас Бульба: “Без дела сидим, пропадает казацкая сила”. История о шести любовниках богини Иштар, которых она унижает и портит, приобретает бытовое, комичное звучание в истории про ведьму Солоху (из “Ночи под Рождество”), которая сажает своих ухажеров в мешки.

Торговля чертом

На ярмарке каждый торгует своим — пшеницей, волами, лошадьми; цыгане торгуют чертом. Они разыгрывают селян, кажут в окна свиные рожи и устраивают такой переполох, что заставляют Черевика отдать дочь замуж за своего “спасителя” — Грицька. Цыгане показывают перфоманс, плату за который берут волами с Грицька. Вспомним, как это было:

“— А спустишь волы за двадцать, если мы заставим Черевика отдать нам Параску? — В недоумении посмотрел на него Грицько. В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое — и вместе высокомерное: человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, но которым одна награда есть на земле — виселица”.

Для простого селянина цыгане, артисты — люди запредельные, которые якшаются с чертями и способны помочь в таком важном деле, как женитьба. У древних индоевропейцев женитьба осуществлялась с помощью обмена — каждый род отдавал и принимал по девушке. Как на ярмарке, куда из всякого хутора свозится товар — выросший на земле жизненный ресурс для обмена. Отпадение от обменного обряда превращает женитьбу в дело, куда замешан черт. Когда деньги еще не взяли на себя роль “всеобщего эквивалента”, считалось, что эквивалентного обмена вообще быть не может — и обменивая пшеницу на волов, участники сделки рискуют на себя навлечь несчастье: будут недовольны и духи пшеницы, и духи волов. Для того, чтобы избавиться от неприятностей, всякую сделку надо было завершать ритуальным пиршеством (мы и сейчас имеем рудимент этого обряда — покупку полагается “обмыть”). Там где пир, где праздник — место людям праздничным, артистам и музыкантам. Из земли вырастает жизненный ресурс (“чертова” свитка). Ярмарка — место, где происходит обмен ресурсами. Молодые люди тянутся друг к другу — как куски красной свитки, сгустки энергии, связанные симпатической силой. Сила этой тяги и есть любовь. Через века прошло предание, превратилось из трагичного в комичное; но главное в нем осталось: Инанна была богиней любви, самовольной и непредсказуемой. У Гоголя образом любви служит красная свитка, которая стремится к целостности сама и приносит несчастье “чужим”. Место искусства — рядом с чертом, где сравнивается неравное, где жертвы и любовь.

В каждом ландшафте — свои перфомансы. В городе воспроизводится миф победы героя над змеем. Такова нехитрая схема карнавала: Пост побеждает Масленицу, порядок — хаос. Перфоманс в городах Европы повторял вавилонскую историю о победе Мардука над Тиамат. В Шумере возникли первые города и зафиксированы первые предания, здесь были созданы обряды и артибуты города. Далее эти предания стали лишь передаваться, меняя одежки: Индра побеждал Вритру, Перун — Велеса, Георгий — змия.

Хутор — часть округа, ярмарку можно сравнить с колесом, которое лежит горизонтально и вращается, перемешивая товары, рождающиеся на земле. Ось колеса уходит в пекло, откуда является черт со своей свиткой. В городе колесо становится на попа: как колесо обозрения, оно начинает черпать и перемешивать “верх” и “низ”, массовое и элитарное, рядовое и исключительное. Колесо черпает энергию из глубины веков, со дна сознания: в какой-то момент оно исчерпывает, истощает определенный пласт — и кто-то ставит диагноз городской культуре: “боги умерли”. Возникает поп-культура. Но вновь появляются страстные, одержимые люди, чувствующие веру в своей душе, происходит реабилитация мистики, искусство пытается воссоединиться со священнодействием — и оживают древние боги в новых перфомансах.

Когда арт-группа “Слепые” на Рождественском бульваре в 1995 году показывала первую мистерию из серии “Сказание о Гильгамеше”, в числе зрителей присутствовал полковник Генерального штаба. Журналист из “Мегаполис-экспресса” обратился к нему с просьбой прокомменитровать непонятное действие. Полковник был краток: “Идут учения, цель которых — поднять морально-психический дух москвичей”. Следуя полковнику, перфоманс — учебная тревога; с точки зрения художника — разыгрываемая военная тревога является перфомансом.

Перфоманс предъявляет высокие требования к личности артиста. Здесь нет режиссера и драматурга: отвечает за действие актер. Перфоманс — искусство соединения и взаимодействия личностей. Знать свое время и место, ощущать ситуацию в каждый момент времени может артист с обостренным чувством такта. Может быть, по этой же причине перфоманс тяготеет к минимализму — в нем обычно один-два ведущих артиста. Перфомансами можно назвать сценки, которые разыгрывали в начале века молодые Михаил Чехов и Евгений Вахтангов, представляя обезьяну и ее поводыря. Этими сценками она забавлялись на артистических вечеринках. Перфоманс служил им веселой лабораторией: здесь рождались находки, что легли в основание театра Вахтангова и школы артистического мастерства Голливуда, где свою теорию психологического жеста преподавал Михал Чехов. Так — после триумфального покорения Парижа русским балетом — в середине ХХ века состоялся еще одна незаметная и важная “психологическая победа” русского искусства — был покорен Голливуд.

 

Читайте также: 

 

АКЦИИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

 

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ...

 

 

 

Литературно-художественная студия

 

С 2003 года на физическом факультете МГУ действует Литературно-художественная студия (Студенческий Творческий Центр). В задачи Студии входит сохранение традиций физического искусства, поддержка инициатив студентов в области литературы и искусства, помощь в проведении Дней Физика. Студия позволяет общаться на равных «зелёным» студентам и маститым учёным — тем, у кого кроме физики, есть интересы ещё в области поэзии, драмы, музыки и живописи. С самого начала работы Студия оказала поддержку в организации Московского университетского физического театра (МУФТ). Театр возник семь лет назад, когда студент 3-го курса Иван Таначев написал сценарий мюзикла «Два пути», его друг Ильдар Гильванов сочинил к нему музыку. Интрига мюзикла проста и красива: «Бес насылает на студента проклятье выбора: любовь или наука».
Концепцию сценографии предложила студентка Мария Умарова: Наука и Любовь — как два полюса магнита, действие происходило на фоне арки, покрашенной наполовину в синий, наполовину в красный цвета: как огромный магнит.

 

pugalo100

Мюзикл «Два пути» — 2003: пугало «физика» и пугало «лирика»

 

По ходу мюзикла на помощь студенту приходил Архимед — и показывает, что неудача ждёт парня на каждом из путей, которых подсовывает. . Бес: если он станет чистым физиком — сухарём, то потеряет любовь и дружбу (девушку и друзей), если станет чистым лириком-гулякой, то потеряет жену и покатится вниз… Эти сцены были поставлены в стилистике балагана. В мюзикле действовали ростовые, большие куклы: пугало физика и пугало лирика. Отказавшись от половины своей личности, сделав ложный выбор, человек превращается в пугало огородное! Так современные студенты играли со стереотипами 60-х, с «физиками» и «лириками»… Мюзикл с успехом был показан на Дне Физика — 2003. Далее МУФТ показал девять премьер на Днях Физика и фестивалях «Первый снег» 2003-2009 годов.
Студия привлекает к работе со студентами профессионалов в области литературы и искусства, организует совместные действия людей разных поколений. Репетиции МУФТ вёл на протяжении пяти лет профессиональный актёр из Театра им. Моссовета Алексей Шмаринов, по сути он давал мастер-классы театрального искусства. Позже его заменил воспитанник Студии и выпускник физфака Денис Саприн — как режиссер, он участвовал в организации представлений на ступеньках 2007-2009 годов. Главная художница Студии Зоя Пятакова (Волкова) провела выставку физического искусства — работ художников-физиков, темой которой была наука. Совместно с рок-группой «Буераки» МУФТ показал в 2009 году рок-оперу «Емеля» (римэйк представления на ступеньках 1979 года «Сказки о том, как Емеля нечисто физическую силу открыл»). Здесь с блеском выступил в роли злого преподавателя начальник курса М.Г.Гапочка. Роль доброго преподавателя исполнил выпускник 1979 года Юрий Костиков (который 30 лет назад тоже выступал в представлении на ступеньках — тогда он исполнял роль Галилея).
В рамках Студии был организован клуб «Поэзия в новом формате», который за два сезона своей работы провёл в общежитии зоны «В» более двух десятков вечеров (такие встречи анонсировались на студенческом сайте «Дубинушка»). На этих вечерах студенты рассказывали о любимых поэтах прошлого века, встречались с современными поэтами, здесь же устраивались общеуниверситетские турниры поэтов. В 2009 году Студия провела Турнир поэтов, посвященный М.В.Ломоносову — и победители этого турнира смогли выступить на торжественном вечере «Поэзия Ломоносова», который был организован по приказу ректора на физическом факультете МГУ. Победителями турнира стали Василиса Никифорова и Ксения Птицына.
В декабре 2009 года в Центральном доме литераторов прошёл вечер поэзии «Физики и лирики» на котором шла речь о студенческих праздниках на физфаке МГУ, здесь же при большом стечении публики, выступили победители турниров поэзии разных лет Ксения Птицына и Зоя Пятакова. Всего за семь лет существования Студии состоялось более десятка различных поэтических конкурсов, которые имели общеуниверситетский формат. По итогам конкурсов Студия выпустила два сборника стихов и прозы «Контуры лиры» (в 2003 и 2006 годах). В настоящее время стихи как победителей, так и участников конкурсов размещаются на сайте Студии http://arhimed.phys.msu.ru/ и на сайте «Дубинушка».
Наши конкурсы привлекли внимание такого именитого сайта в Интернете, как «Поэзия Московского университета от Ломоносова до наших дней» — и несколько участников было приглашено на этот сайт.

nikif
Василиса Никифорова

 

ptizina
Ксения Птицына

 

Следует заметить, что занятия в Студии не имеют характера учебных — лишь в редких случаях, по просьбе студентов, их произведения «разбираются» с точки зрения литературной критики. Важнее — создание творческой атмосферы, позволяющей студентам самим почувствовать свои успехи и неудачи, сравнить свои произведения со стихами современных и уже состоявшихся, профессиональных поэтов, присутствующих в Жюри конкурсов. Так, турнир поэтов, посвященный Ломоносову в прошлом году судили четыре члена Союза писателей, сам турнир начался с того, что члены Жюри Анна Ретеюм и Наталья Сидорина прочитали свои стихи — и стало ясно, «кто судьи» в этом состязании. Члены Жюри подбираются обычно таким образом, чтобы охватывался максимально широкий диапазон направлений — от классики до авангарда. В жюри турнира, посвященного Ломоносову, был привлечён известный поэт Владимир Аристов (он — доктор физ.-мат. наук, возглавляет лабораторию в Вычислительном центре Академии Наук). В жюри литературных конкурсов «Первый снег» бессменно входит «классик» физфаковской поэзии, кандидат физ.-мат. наук Сергей Семёнов (участник оперы «Архимед»). В мероприятиях студии принимали участие такие известные поэты и переводчики, как Вячеслав Куприянов и Марина Бородицкая, а также поэты Светлана Максимова, Евгений Поспелов, Маргарита Сосницкая, Ирина Суглобова и другие. Авторам многих книг, лауреатам литературных премий есть что сказать студентам — и ясно, что интерес к таким встречам взаимный.
Во встречах поэтического клуба участвуют не только студенты и сотрудники физического факультета: математики, химики и экономисты, геологи и юристы оказываются частыми участниками наших вечеров. Результатами таких встреч бывают и публикации — скажем, студентка геологического факультета Анна Кругликова показала свои сказки — и они были опубликованы в журнале для подростков «Пампасы», рассказы и статьи сотрудника химического факультета Владимира Тюрина были опубликованы в Интернет-обозрении «Русская-жизнь». В гости в студию приходили и известные художники, драматурги, музыканты — за чашкой чая в Студии (которая расположена в Южном крыльце Дворового Корпуса) и в гостиной В4 зоны «В» прошли десятки вечеров что запомнились участникам душевной атмосферой. Приходили в гости к студентам Юрий Гапонов, который рассказывал об истории Атомного проекта и Светлана Ковалёва (режиссёр оперы «Архимед»).
На Фестивале науки в 2009 году был представлен доклад «Традиции физического искусства» — об истории художественной самодеятельности факультета. Всего за время существования Студии в театральных и поэтических проектах Студии приняли участие более сотни студентов физфака. Большую помощь Студии оказали заместители декана А.Б.Васильев и А.И.Федосеев, председатели Союза Выпускников В.А.Базиленко и С.М.Варзарь. Основную организационную и художественную работу в Студии выполняли Александра Порохова и Зоя Пятакова, которые вели её все эти годы на общественных началах.

porohova

Александра Порохова

 

piatakova

Зоя Пятакова

 

В 2006 году Александра и Зоя были награждены поездкой в Белград — и посетили центр Российской науки и культуры «Русский дом», физический факультет Белградского университета.
Студия использует в своей работе не только сайт «Дубинушка», но и сеть «В контакте» — именно через неё идут приглашения на мероприятия Клуба поэзии. В «Контакте» наш Клуб Поэзии называется «Свободные настроения» — потому как каждый член Клуба волен рассказать о посетивших его неуловимых настроениях, необычайных состояниях души. Для этого не обязательно быть поэтом — достаточно в душе своей иметь любовь к поэзии, литературе и искусству…
Вечера Клуба поэзии проходят по последним четвергам каждого месяца в гостиной В4 Главного Здания МГУ. В целом можно заметить, что художественное творчество «показано» студентам-физикам, которые страдают порой от чрезмерного развития рациональных сторон мышления — и потерь эмоциональных структур личности.
Сейчас в планах Студии — организация встреч студентов с выпускниками, создание постоянно действующего семинара по наследию Ломоносова (совместно с филфаком). Двери Студии открыты для всех, кто не замыкается в физике — а проявляет интерес к литературе и искусству, имеет свои творческие инициативы — и страсть к познанию, подобно самому Ломоносову.


Нечипоренко Ю.Д.,

руководитель Литературно-художественной студии,
доктор физ.-мат. наук,
член Союза писателей и Ассоциации искусствоведов

 

 

Литературно-художественная студия и Клуб поэзии.

 

С 2003 года на физическом факультете действует Литературно-художественная студия. В задачи Студии входит поддержка инициатив студентов в области литературы и искусства, помощь в проведении Дней Физика. Студия позволяет общаться на равных «зелёным» студентам и маститым учёным – тем, у кого кроме физики есть интересы ещё в области поэзии, драмы, музыки и живописи.
В рамках Студии был организован клуб «Поэзия в новом формате», который за два сезона своей работы провёл в общежитии зоны «В» более двух десятков вечеров (эти встречи анонсировались на студенческом сайте физфака «Дубинушка» и на досках объявлений Студкома в ГЗ). На этих вечерах студенты рассказывали о любимых поэтах прошлого века, встречались с современными поэтами, здесь же устраивались общеуниверситетские турниры поэтов. В 2009 году Студия провела Турнир поэтов, посвященный М.В.Ломоносову, – и победители этого турнира смогли выступить на торжественном вечере «Поэзия Ломоносова», который был организован по приказу ректора на физическом факультете МГУ.
В декабре 2009 года в Центральном доме литераторов прошёл вечер поэзии «Физики и лирики», на котором шла речь о студенческих праздниках на физфаке МГУ, здесь же при большом стечении публики выступили победители турниров поэзии разных лет Ксения Птицына и Зоя Пятакова. Всего за семь лет существования Студии состоялось более десятка различных поэтических конкурсов, которые имели общеуниверситетский формат. По итогам конкурсов Студия выпустила два сборника стихов и прозы «Контуры лиры» (в 2003 и 2006 годах). В настоящее время стихи как победителей, так и участников конкурсов размещаются на сайте Студии и на сайте «Дубинушка».
Следует заметить, что занятия в Студии не имеют характера учебных – лишь в редких случаях, по просьбе студентов, их произведения «разбираются» с точки зрения литературной критики. Важнее – создание творческой атмосферы, позволяющей студентам самим почувствовать свои успехи и неудачи, сравнить свои произведения со стихами современных и уже состоявшихся, профессиональных поэтов, присутствующих в Жюри конкурсов. Так, турнир поэтов, посвященный Ломоносову, в 2009 году судили четыре члена Союза писателей; сам турнир начался с того, что члены Жюри Анна Ретеюм и Наталья Сидорина прочитали свои стихи – и стало ясно, «кто судьи» в этом состязании. Члены Жюри подбираются обычно таким образом, чтобы охватывался максимально широкий диапазон направлений – от классики до авангарда. В жюри турнира, посвященного Ломоносову, был привлечён известный поэт Владимир Аристов (он доктор физ.-мат. наук, возглавляет лабораторию в Вычислительном центре Российской академии наук). В жюри литературных конкурсов «Первый снег» бессменно входит «классик» физфаковской поэзии, кандидат физ.-мат. наук Сергей Семёнов (участник оперы «Архимед»). В мероприятиях Студии принимали участие такие известные поэты и переводчики, как Вячеслав Куприянов и Марина Бородицкая, а также поэты Светлана Максимова, Евгений Поспелов, Маргарита Сосницкая, Ирина Суглобова и другие. Авторам многих книг, лауреатам литературных премий есть что сказать студентам – и ясно, что интерес к таким встречам взаимный.
Во встречах поэтического клуба участвуют не только студенты и сотрудники физического факультета: математики, химики и экономисты, геологи и юристы оказываются частыми участниками наших вечеров. Результатами таких встреч бывают и публикации. Скажем, студентка геологического факультета Анна Кругликова показала свои сказки – и они были опубликованы в журнале для подростков «Пампасы» (см. здесь); рассказы и статьи сотрудника химического факультета Владимира Тюрина были опубликованы в интернет-обозрении «Русская-жизнь». В гости в студию приходили и известные художники, драматурги, музыканты – за чашкой чая в Студии (которая расположена в Южном крыльце Дворового Корпуса) и в гостиной В4 зоны «В» прошли десятки вечеров. Они запомнились участникам душевной атмосферой.
Студия использует в своей работе не только сайт «Дубинушка», но и сеть «В контакте» – именно через неё идут приглашения на мероприятия Клуба поэзии. В «Контакте» наш Клуб Поэзии называется «Свободные настроения», потому как каждый член Клуба волен рассказать о посетивших его неуловимых настроениях, необычайных состояниях души. Для этого не обязательно быть поэтом – достаточно в душе своей иметь любовь к поэзии, литературе и искусству...
Вечера Клуба поэзии обычно проходят по последним четвергам месяца в гостиной В4 Главного Здания МГУ. В целом можно заметить, что художественное творчество «показано» студентам-физикам, которые страдают порой от чрезмерного развития рациональных сторон мышления – и потерь эмоциональных структур личности.
Наши конкурсы привлекли внимание сайта «Поэзия Московского университета от Ломоносова и до...» – и несколько участников было приглашено на этот сайт.
Мы рады, что Дарья Моргачева и Анна Кругликова – первые авторы и лауреаты поэтических конкурсов «Первый снег» – будут представлять нашу студию здесь.

Юрий Нечипоренко,
руководитель Литературно-художественной студии,
доктор физ.-мат. наук,
член Союза писателей и Ассоциации искусствоведов

Общество друзей Гайто Газданова

gaz avtogr

 

Общество друзей Гайто Газданова создано в 1998 году в Москве в связи с ростом интереса к творчеству замечательного русского писателя. Общество объединяет в своих рядах литераторов, художников, артистов, ученых - и всех читателей, кому дорого творчество Газданова. В задачи Общества входит не только изучение наследия писателя, но и воздаяние должного его имени в России и за рубежом. На своих собраниях Общество заслушивает доклады о творчестве Газданова и воспоминания современников писателя. Общество также собирает материалы о жизни писателя и координирует усилия лиц, желающих почтить память писателя. Общество содействует как организации конференций, так и публикации научных и литературных работ. Общество является открытым: отвечает на письма, редактирует и возвращает рукописи.

МУФТ (Физический театр) – продолжатель традиций физического искусства

 

arhimedМУФТ - СТУДЕНЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУВ 2005 году отмечается 50 лет физического искусства: в 1955 году состоялась премьера оперы «Дубинушка».

Первый праздник День Архимеда состоялся в 1960 году, к празднику была написана опера «Архимед». Традиционно праздники проходят в начале мая. Каждый праздникначинается с представления на ступеньках факультета, которое придает смысл всем действиям. В рамках праздника проходит множество конкурсов, соревнований, псевдонаучные доклады и спортивные состязания. Завершался праздник, как правило, концертом в ДК МГУ.

 


nils borВ начале 60-х праздники были организованы с огромным размахом и привлекали внимание ведущих ученых мира. Нильс Бор посетил праздник День Архимеда в 1961 году и оставил надпись в книге почетных гостей МГУ: «Артистизм и чувство юмора, в ежегодном празднестве в честь Архимеда, произвели на мою жену и на меня действительно неизгладимое впечатление…»


Со временем опера «Архимед» перешла в ДК ИАЭ им. Курчатова.
Через студию оперы прошло 700 студентов и выпускников факультета, на протяжении 45 лет было показано несколько сотен представлений, долгие годы бессменным режиссером оперы был Ю.В. Гапонов.

Серия «Для тех, кому за 10»

 

Знакомьтесь с серией «Для тех, кому за 10» издательства «ЖУК», которая вошла в шорт-лист номинации «Лучшая книга для детей и юношества» 22-го конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года». А еще в шорт-лист национального конкурса "Книги года - 2012" в номинации «Вместе с книгой мы растём». Вот какие регалии!

Хорошо рассказывает о своем проекте издательство «ЖУК»:
В нашей серии писатели рассказывают смешные и грустные истории, в которые они попадали, — и делают это так живо и увлекательно, что истории эти можно рекомендовать как хороший перевод с взрослого на детский для всех ребят, которым любопытны не столько выдумки, сколько настоящая, реальная жизнь, — и конечно, как «лекарство от сухости» тем взрослым, которые уже подзабыли детство.
Важно не только то, что сочиняет писатель, — но и то, как он это делает. Все жанры хороши, кроме скучного: и уверяем вас, с нашими писателями вы не соскучитесь, — о чём бы они ни писали, всё будет ярко, сочно, здорово!
Наш девиз: «для тех, кому за 10» отметает всякий «расизм» по возрасту, всякий «взрослизм». Взрослые говорят порой: тебе этого не понять! Как обидно слышать эти слова... Хороший писатель может рассказать о самых сложных вещах и переживаниях так, что сможет понять ребенок. Такие писатели будут в нашей серии! Ксения Драгунская, Александр Дорофеев, Сергей Георгиев, Михаил Есеновский, Сергей Седов...

 

Георгиев С. Собаки не ошибаются / худож. Л. Герасимова, М.: Издательство ЖУК, 2012.

georgiev sobnosh 0

 

Миллионы детей и взрослых знают смешные истории Сергея Георгиева по сюжетам киножурнала «Ералаш».
В книге собраны весёлые и полезные рассказы: её герои обнаружат неизвестный науке водопад, переведут на русский язык таинственное слово «кару-сига», в домашних условиях соорудят самый надёжный в мире водолазный костюм. Здесь немало историй о спорте: хоккей, баскетбол, футбол, но мальчишек ждут не только физкультурные победы и поражения.
Кроме того, что автор большой выдумщик, он показывает, как можно решать реальные, сложные задачи из взрослой жизни, и признаётся в любви к детству, раскрывается как тонкий лирик.
Герои произведений Сергея Георгиева видят мир не совсем так, как мы, взрослые. Немного смещённый угол зрения становится очень важным: можно говорить о, казалось бы, совершенно обычных вещах, задавать вроде бы простенькие вопросы – и тут выясняется, что в обычном и простом довольно много незаурядного и сложного. Георгиев словно «проигрывает» разные варианты детской судьбы...

Михаил Яснов

Книга «Собаки не ошибаются» выбрана Детским жюри Всероссийского конкурса "Книга года: выбирают дети" в рейтинге «10 лучших книг российских писателей 2012 года»

 

 

Дорофеев А. Божий узел / худож. П. Подколзин, М.: Издательство ЖУК, 2012.

dorofeev bouz

 

Рассказы Дорофеева похожи на истории об открытиях новых миров, только миры эти находятся не на других планетах, а совсем рядом: в жизни собственного дедушки и родной тёти, в своей семье… Удивительные истории случаются с каждым, но мало их пережить — надо уметь об этом рассказать, и здесь Дорофеев непревзойдённый мастер: слова его нарядны и красочны, фразы напоминают гирлянды, словно писатель не просто сказки сказывает, а вместе с вами ёлку наряжает. Может быть, всё дело в том, что Александр Дорофеев не только писатель, но и художник, реставратор, потому и слова в его рассказах играют, как краски на расчищенной картине.

«Александр Дорофеев — писатель и художник. Десять лет он прожил в Мексике и написал там множество картин на разные, в том числе религиозные, сюжеты. Общий тираж книг Дорофеева перевалил за миллион экземпляров, и выходили они начиная с 1980 года: «Белый воробей», «Ночная радуга», «Заоблачные истории», «Звезда корабельная», «Московское наречие», «Рыжий ослик, или Превращения», «У меня в груди Анюта», «Шухлик, или Путешествие к пупку Земли», «Веретено» и многие другие. По сюжетам его рассказов и сказок снимались передачи «Спокойной ночи, малыши!». Кроме того, он автор книг о Шишкине, Кустодиеве и Врубеле.
Александр Дорофеев – замечательный писатель и великий путешественник. Совершенно несправедливо считать Дорофеева только детским писателем, хотя, быть может, нет лучше занятия, чем писать и рисовать для детей, нет выше одобрения, чем быть принятым этой непростой аудиторией. Саша быть «детским», кажется, не возражает. А я вот думаю – как же так! А как же мы, взрослые, сильно подросшие дети минувшей эпохи? Разве нам не нужны хорошие, даже очень хорошие книги?
Ответ есть, я нахожу его без труда, когда читаю дорофеевские книги вместе со своим внуком Ваней, чувствуя, как его плечо упирается в моё. Мы делим Дорофеева по-братски.»

Владимир Салимон, лауреат Пушкинской премии

 

Драгунская К. Мужское воспитание / худож. Е. Подколзин, М.: Издательство ЖУК, 2012.

dragunskaya mvosp

 

Рассказы Ксении Драгунской — лучшее средство от уныния и тоски. Озорные и добрые, эти рассказы можно рекомендовать друзьям как лекарство — и лучше их читать в компании разновозрастных людей, в семье: здесь связь между поколениями дана в коллизиях, в столкновениях, которые разрешаются ко всеобщей радости — и не без юмора. Её рассказы соединяют миры детей и взрослых. Драгунская — известный драматург, и эта грань её таланта также представлена в книжке.

Цитаты из книги:

...Человек вообще не успевает, повзрослеть – жизнь слишком короткая. Человек успевает только научится есть не пачкаясь, курить, врать, стрелять из автомата или, наоборот, - лечить, учить… Все люди – дети. Ну, в крайнем случае – почти все. Только они об этом не знают....

...Запомни, когда становится грустно, лучший способ развеселиться – это что-нибудь кому-нибудь подарить...

...Растите умными. Это выгодно. Умными людьми труднее командовать...

...Да, в детстве бывает и обидно, и грустно, и очень трудно. Но помните, что хороших людей на свете больше, чем плохих. И с помощью умных и добрых взрослых можно преодолеть любые трудности.
Не унывайте..

 

Колпакова О. Большое сочинение про бабушку / худож. М. Наумова; М.: Издательство ЖУК, 2012.

kolpakova BSB

 

Книга Ольги Колпаковой полна тепла, которым славится гостеприимный дом. Внуки, родители, бабушки и дедушки — все здесь любят друг друга. Главный герой этой книги — семья, а секрет семейного счастья в том, чтобы ощущать свою связь с предками и потомками, чувствовать себя звеном этой крепкой цепи жизни. В книге много познавательного; прошлое переплетается здесь с настоящим, сообщая ему глубину и становясь неожиданно близким. Что бы ни случилось, герои книги убеждены: мир полон красоты и тайны, и каждый из них, независимо от возраста, пытается постичь его, увлекая за собой читателя.

«Раскрыв книгу Ольги Колпаковой, сразу, с порога, с первой страницы, попадаешь в другую реальность, светлую и дружелюбную, где рядом с маленькими героями живут-поживают добрая феечка, хозяйственный домовой и кикимора...
Там можно взять и вдохнуть лето — большое, зелёное, с солнцем и тёплыми дождиками, а зимой — взять и выдохнуть, чтоб всем стало тепло и весело. Вот такой мир...
Смело можете отпустить туда своего ребёнка — там не страшно и плохому не научат. Только хорошему.»

Наталья Соломко

Нечипоренко Ю. Смеяться и свистеть / худож. Капыч, М.: Издательство ЖУК, 2012.

nechiporenko SS

 

Рассказы в этой книжке полны простодушия, искренности и озорства. Автору удаётся писать так, чтобы было интересно взрослым и детям. Недаром его книги о Гоголе и Ломоносове получили восторженные отзывы как критиков, так и подростков. Книга впервые полно представляет Нечипоренко-прозаика: она полна коротких историй, в которых почти отсутствует вымысел — но есть чудеса, которые являет нам живая жизнь. Автор доверительно сообщает читателю очень рискованные вещи, истории мальчишеских триумфов, обид и унижений — но делает это с таким тактом и вкусом, что рассказы его будут интересны самому широкому кругу читателей — независимо от пола и возраста. Мир южнорусской культуры соприкасается здесь с украинским миром, семейные истории — со школьными и дворовыми, и соседство это приводит к обогащению, к радости общения и понимания. Автор известен и как учёный — к книжке рассказов добавлена статья «Думать по-русски», которая представляет ещё одну грань таланта детского писателя.

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ

КРАСНАЯ СВИТКА ИЛИ СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ РУССКИХ   20 октября 1997 г.
Автор: Юрий Соколов
Дата: 21-10-97   ПОД ВИДОМ МОДНОГО, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из пространства холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”.
Примером живых картин является показ мод. Показ мод окружен ореолом престижа, это высший ритуал буржуазного общества. Шествие, парад нарядов восходит к древним обрядам, где одежда имела волшебное значение. Отсю

Арт-группа Пища богов

Арт-группа "Пища богов"   ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ ЦАРСКИЙ ЖАНР Юрий Нечипоренко   Под видом модного, нового жанра явился в современном искусстве перфоманс: художники, завороженные визуальными образами, вышли из плоскости холста и стали устраивать представления на выставках — возникли “живые картины”. С точки зрения театра перфоманс выглядит бунтом художника, самоволием по отношению к законам драмы и режиссуры. Однако профессия режиссера появилась не так давно, в начале ХХ века. Возникновение перфоманса можно рассматривать как возврат

Литературно-художественная студия

Литературно-художественная студия   С 2003 года на физическом факультете МГУ действует Литературно-художественная студия (Студенческий Творческий Центр). В задачи Студии входит сохранение традиций физического искусства, поддержка инициатив студентов в области литературы и искусства, помощь в проведении Дней Физика. Студия позволяет общаться на равных «зелёным» студентам и маститым учёным — тем, у кого кроме физики, есть интересы ещё в области поэзии, драмы, музыки и живописи. С самого начала работы Студия оказала поддержку в организац

Физический театр

МУФТ (Физический театр) – продолжатель традиций физического искусства   МУФТ - СТУДЕНЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУВ 2005 году отмечается 50 лет физического искусства: в 1955 году состоялась премьера оперы «Дубинушка». Первый праздник День Архимеда состоялся в 1960 году, к празднику была написана опера «Архимед». Традиционно праздники проходят в начале мая. Каждый праздникначинается с представления на ступеньках факультета, которое придает смысл всем действиям. В рамках праздника проходит множество конкурсов, соревнов

Общество друзей Гайто Газданова

Общество друзей Гайто Газданова   Общество друзей Гайто Газданова создано в 1998 году в Москве в связи с ростом интереса к творчеству замечательного русского писателя. Общество объединяет в своих рядах литераторов, художников, артистов, ученых - и всех читателей, кому дорого творчество Газданова. В задачи Общества входит не только изучение наследия писателя, но и воздаяние должного его имени в России и за рубежом. На своих собраниях Общество заслушивает доклады о творчестве Газданова и воспоминания современников писателя. Общество такж

Для тех кому за 10

Серия «Для тех, кому за 10»   Знакомьтесь с серией «Для тех, кому за 10» издательства «ЖУК», которая вошла в шорт-лист номинации «Лучшая книга для детей и юношества» 22-го конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года». А еще в шорт-лист национального конкурса "Книги года - 2012" в номинации «Вместе с книгой мы растём». Вот какие регалии! Хорошо рассказывает о своем проекте издательство «ЖУК»:
В нашей серии писатели рассказывают смешные и грустные истории, в которые они попадали, — и делают это так живо и увлекательно, что истор

----- НОВОСТИ -----

Выступление на Фестивале науки

В воскресенье 13 октября в 11.00 Юрий Нечипоренко расскажет, как устроена живая клетка и как работает молекула Д

Запись встречи с детьми в Белгородской гимназии

4 октября Белгородская областная детская библиотека провела встречу Юрия Нечипоренко с детьми и запись тран

Запись разговора о позитивном контенте на радио "Медиаметрикс" появилась в сети

В студии радио "Медиаметрикс" прошел разговор о том, как сделать так, чтобы книжки и кино, журналы и ТВ передач

В библиотеке Гайдара в Москве 5 октября встреча с Юрием Нечипоренко

Милости просим, начало 16.00, будем говорить о книгах Живой дом и Маленькие сказки.  Вот ссылка http://www.gaidarovka

Передача по книге "Маленькие сказки" на радио "Мадиаметрикс"

Разговор в передаче "Самое оно" - 30 сентября с 10 утра о детской книге говорим с художницей книжки "Маленькие ск

Рецензия на книгу "Маленькие сказки" в Независимой газете

Появились первые рецензии на книгу "Маленькие сказки". Автор одной из них - Ирина Гурская пишет:  "Любопытна

Передача о Пушкине, Гоголе и Ломоносове на радио "Медиаметрикс"

В субботу 28 сентября состоялся эфир на радио "Медиамметрикс" - Алексей Ходорыч беседовал о классиках с Юрием Н

Разговор про Буратино по каналу "Культура"

12 сентября на канале "Культура" прошла чудесная передача про Буратино, очень весело мы поговорили с друзьями

Пленарный доклад на Съезде Биофизиков России

В четверг 19  сентября с 9.30 в зале "Пушкин" Образовательного центра "Сириус" Юрий Нечипоренко прочтет лекцию

Выступления на Московской Международной Книжной Ярмарке (4-8 сентября, павильон 75, ВДНХ)

Участие Юрия Нечипоренко в мероприятиях ММКЯ:   4 сентября с 14.00, стенд Китая, выступление в программе, посв

Выступления на Пекинской книжной ярмарке

В Пекине 21 августа открывается крупнейшая книжная ярмарка в Азии. 23 и 24 августа в рамках программы Российског

Вышла новая книга - "Маленькие сказки"

    В издательства "Рутения" (ОГИ - Б.С.Г. пресс) вышла новая книга Юрия Нечипоренко "Маленькие сказки" с ч

Выступления на Всероссийском фестивале юных книголюбов

В рамках Всероссийского фестиваля юных книголюбов 22 июня прошла акция  "Арт-Слобода на Болдинской земле

220 лет Пушкину - статья в "Культуре"

На страницах газеты "Культура" 6 июня вышла статья о Пушкине "Самое сокровенное" - Юрий Нечипоренко пишет: Поп

Мастер-класс по книге "Живой дом" на Красной площади 1 июня

1 июня в 17-00 в шатре №9 пройдет встреча с писателями Юрий Нечипоренко (Yurii Nechiporenko) и Елена Борисова и художни

Рассказ о Всероссийском Фестивале детской книги в Центре славянских культур

Писатель Юрий Нечипоренко расскажет о ежегодном фестивале, объединяющем тех, кто любит детскую книгу и прича

Выступление в кинотеатре "Иллюзион"

КиноЛекторий СРЕДА ИСТОРИИ 
Среда, 29 мая, 19.00, кинотеатр ИЛЛЮЗИОН БЕСПЛАТНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ: 
https://gosfilm

Писательский "десант" по северу Нижегородской области, выступление в Муроме

С 20 по 24 мая состоялось девять выступлений Юрия Нечипоренко в Нижегородской области и городе Муроме.  В Ни

Ярмарка в Салониках

В городе Салоники (Греция) с 9 по 12 мая прошла представительная книжная ярмарка, в программе которой состоялос

Открытый Турнир Поэтов в МГУ

26 апреля на физическом факультете МГУ пройдёт традиционный открытый Турнир поэтов.  Начало в 18.00, аудитори